Женское обрезание

1K прочитали

В 2018 году в России все еще сохраняется институт женского обрезания.
1240 девочек ежегодно (1, С.21) подвергается этой операции.

Операции проходят в антисанитарных условиях, операция калечит жизнь девочек, мешает нормальной сексуальной жизни, приносит боль и страдания.

Признаюсь, будучи мусульманином я не уделял этому вопросу особого внимания. Сам, с позволения сказать, «институт» женского обрезания я считал адатом, традицией, которая смешалась с исламом, но не имеет к нему прямого отношения (и частью ислама не является).

В принципе – это распространенная точка зрения.

Такое страшное слово – адат

Основных мотивирующих фактора можно выделить три:
1. Религия (8 респондентов): «Мусульмане должны делать»; «По исламу положено»;
2. Адат (4 респондента): «Даже не знаю. Так всегда вроде делали. Как адат»;
3. Контроль над нравственностью и поведением женщины (5 респондентов):
«Чтобы женщины не были как проститутки и до свадьбы не гуляли»; «Регуляция поведения, возбуждения»; «Так должны меньше гулять». Встречались ответы: «Так у нас положено, так все делают, так надо»; «Я не вникал в это».

Кроме того, зачастую и сами мусульмане стремятся прекратить эту практику или по крайней мере ограничить:

По оценкам респонденток, в Чечне и Ингушетии практику удалось пресечь из-за отсутствия людей, которые бы брались ее производить, а также агитации со стороны имамов: «Не слышала, чтобы сейчас кому-то делали. Как ушло? Так многие адаты меняются, уходят… приходит что-то новое. Но нам не понять, это вопрос, на который старейшины могли бы ответить. Но ведь не будут они с женщиной обсуждать. Может, поэтому и ушло, что стыдно было вопрос поднимать и женщин заставлять» (женщина, Чечня, 61 год).

Такие операции запрещены в Египте с 2008 года (с малым успехом, ибо операции все равно продолжают проводиться).

Статистика тоже свидетельствует в пользу того, что эта проблема – не «исламская», а проблема культурной отсталости некоторых народов и общин. Так, самое большое количество женских обрезаний проводится в Египте, мусульманской стране, однако в Эфиопии, занимающей второе после Египта место по количеству таких операций, их совершают и иудеи, и христиане, и мусульмане. Кроме того, помимо граждан исламских Малайзии и Пакистана, огромное количество операций проводят граждане Филиппин, где мусульман проживает лишь 5%.

Распространение женского обрезания в Африке.
Распространение женского обрезания в Африке.

«Цивилизованный муджахид, - спросит меня читатель, – так что же, связана эта практика с исламом или нет?»
Как обычно, я отвечу долгими размышлениями на тему того, что люди обожают задавать неправильные вопросы и давать на них неправильные ответы.
Кому интереснее быстро получить ответ – просто пролистайте до вывода.

В 2018 году в России все еще сохраняется институт женского обрезания.
1240 девочек ежегодно (1, С.21) подвергается этой операции.-2

Тезис: «женское обрезание ассоциируют с исламом. Но на самом деле этот обычай существовал у бедуинов задолго до появления ислама».

Как и большая часть традиций ислама. Тальбийя, обход храма Каабы в Мекке существовал и в пероид «джахилийи» (прим.: исламское название доисламского периода «невежества»). Общие принципы совершения солята (молитвы, намаза) остались до-исламскими. Есть свидетельства в хадисах, что многобожники совершали молитву ровно так же, как и мусульмане, только богам, а не Богу. Мухаммад в принципе не стремился радикально переделать своих «соотечественников» и огромнейшее количество

Вопрос не в том, «доисламская» ли это практика. Вопрос в том, есть ли в исламе тексты, которые дают людям повод сохранять традицию, сопротивляться ее искоренению и возрождать ее даже при почти полном исчезновении.

Есть.

Что можно, то и нужно

Приведено у Абу Дауда (5271), аль-Табарани в «аль-Аусат» и аль-Байхаки в «аль-Шуааб» от Умм Аатийи аль-Ансарийя, что женщина выполняла обрезание в Мадине и пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ей: «Не впадайте в крайность при обрезании; так лучше для женщины и более нравится ее мужу.»
Этот хадис был классифицирован как сахих аль-Альбани в «Сахих» Абу Дауда.

В другом риваяте «Оставляйте немного выставленным, и не впадайте в крайность при обрезании».
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда встречаются две обрезанные части (аль-хитанан), ритуальное купание (г’усль) становится обязательным». (Муслим, 526, Ахмад)
И приведено Аль-Тирмизи (109) : “Когда встречаются две обрезанные части…”

Итого: в основе сохранения практики женского обрезания – отсутствие жесткого запрета + косвенное одобрение.

К сожалению, хадис «не впадайте в крайность», косвенные указания на то, что делать женское обрезание все же следует («когда встречаются две обрезанные части» – такое выражение в качестве обозначения полового акта имплицитно подразумевает, что обыкновенно оба участника являются обрезанными), а также сам факт того, что Пророк позволял эту операцию, трактуются мусульманами как ваджиб, т.е. желательное, рекомендуемое. И они делают эту операцию – часто в антисанитарных условиях.

Какой мусульманин откажется делать рекомендуемое Аллахом и его Посланником?

Вывод

Женское обрезание не предписано исламом.
Но оно существует именно благодаря исламу. Сейчас эту традицию могут применять какие угодно общины каких угодно религий – но распространилась эта практика во многом благодаря исламу и его лояльному к ней отношению.

И если эта практика действительно внеисламская – самое время мусульманам выступить с ее осуждением.