Законы Хаммурапи. Дикие, но справедливые

Око за око, зуб за зуб - принципы, которые человечество впитывало с молоком матери-вселенной. Стоит немного пошалить, и жди зеркальные меры от соседа с каменным топором. Облачить правовые нормы в единый свод удалось не сразу.

Хаммурапи, правитель Вавилона с 1793 по 1750 годы до нашей эры, сумел не только отгрохать одно из самых могущественных государств Междуречья, но и залез во все сферы общественно-политической жизни, начиная от орошения полей до борьбы с коррупцией. Его законы с колокольни XXI века могут показаться чрезмерно жестокими, но крайне эффективными.

Преступление и наказание

Законы Хаммурапи считаются первым источником светского права, поскольку царь избавился от влияния сакральной сферы и выделил правовые моменты в список из 282 параграфов, которые регулировали жизнь общества. Из подробного свода мы можем узнать и о проблемах вавилонян. К примеру - что делать, если неразумный сынок поднял руку на отца? Отрубить руки наглецу, конечно.

Обвиняешь соседа в убийстве, а доказательства дома забыл? Отправляйся в могилу, и лопату не забудь. Встречаются и откровенно странные моменты, связанные с чародейством. Мол, обвиненному в нелегальной магической деятельности стоит доказать свою невиновность простым способом - погрузиться в реку: “Если река овладеет им, то тот, кто его обвинил, получает его дом, а если река объявит этого человека невинным, и он останется невредим, то того, кто бросил на него подозрение в чародействе, должно предать смерти, а опускавшийся в реку получает дом своего обвинителя”. Неплохое преимущество для закаленных пловцов!

Мы встречаемся с обычаями, которые пережили как самого Хаммурапи, так и все вавилонское царство. “Суд рекой” прочно укоренился в культуре - его следы можно отыскать даже в Средневековье, когда инквизиторы всеми способами пытались разоблачить ведьм. Пошла ко дну - хорошей была женщиной, всплыла в мешке - сжечь чертовку.

Оправданная жестокость

Конечно, жители Вавилона делились на сословия, и права некоторых граждан закономерно возвышались над остальными. Случайно сломал руку рабу или выбил ему глаз? Будь добр, возмести половину стоимости. Что произойдет, если невольник осмелится поднять руку на гражданина: “Если чей-либо раб ударит по щеке свободного, то должно отрезать ему ухо”.

Регламентируются даже избиения беременных. Видимо, была и такая практика. При этом определен размер выплаты за выкидыш - 10 сиклей серебра, около 120 грамм драгоценного металла. А если умрет и сама женщина, преступнику приходилось расплачиваться жизнью своей дочери. И никто не задается вопросом, где дочь брать, если ее нет даже в проекте.

Весьма интересной представляется ситуация с порчей и уничтожением чужого имущества. “Если кто-нибудь сделает пролом в доме, то его убивают и зарывают пред этим проломом”, - весьма сурово обходятся с бузотерами, оставляющими дырки в домах. Отдельно рассматривается ситуация с мародерами, которые приходят к чужому дому, чтобы помочь в тушении пожара, а на деле втихую грабят несчастного хозяина. Их предлагают сразу кидать в огонь. Просто, эффективно и быстро.

Опасная профессия

Отдельное место в списке отведено врачевателям. Надо полагать, что вавилонским лекарям приходилось сталкиваться с болячками, о которых они не имели представления. К тому же, диагноз ставился примерно “на глаз”, а орудовать приходилось инструментами, при виде которых современные хирурги бились бы в истерике.

Тем не менее, профессия врача была высокооплачиваемой, и суммы были зафиксированы в своде законов. За сломанную кисть или проблемы с внутренними органами больной платит 5 сиклей серебра, вольноотпущеннику позволено тратить 3 сикля, а рабу - 2 сикля. Другой вопрос, откуда им набрать такую сумму.

Предусмотрены и сложные операции, которые требуют повышенной платы: “Если врач, делая кому-нибудь тяжелый надрез бронзовым ножом, излечит человека, или, снимая с чьего-нибудь глаза бельмо бронзовым ножом, вылечит глаз человека, то он получает десять сиклей серебра”. С другой стороны, в случае оплошности, смерти пациента или повреждения глаза врачей просто лишали рук. Если в древней Месопотамии увидите грустного человека без ладошек - знайте, что он плохо управлялся со скальпелем.

Дела амурные

Особое отношение было к незаконным связям, которые порочили честь и достоинство семьи. Уже тогда были в ходу брачные договоры, без которых союз считался недействительным. Неверную жену, которую застукали с другим, предлагалось бросать в воду вместе с ее любовником. Предварительно связав, конечно же. Впрочем, муж-рогоносец мог простить супругу, но тогда без наказания оставался и мужчина, к которому она бросилась в объятья.

Женщины, у которых вечно болит голова, также попали в свод законов. Необходимо было выяснить, почему она отвергает супруга. И если выяснится, что у нее есть интрижка на стороне - готовься к казни. Отдельное наказание придумано для коварных особ, мечтающих избавиться от мужа. Если цели удалось добиться, преступницу сажали на кол, чтобы другим было неповадно.

Ужасные кары поджидали людей, которые прельстились красотой родственников. И если за “познание” дочери предлагалось просто изгонять наглеца, то с другими случаями все обстояло серьезнее. К примеру: “Если кто-нибудь по смерти своего отца ляжет с своею матерью, то должно сжечь их обоих”. Вавилоняне все-таки были поборниками нравственности.

Смерть ожидала и отцов, которые решили переспать с невестой сына. Но это касалось только случаев, если сын сам успел провести первую брачную ночь. В ином случае девушке возвращалось все, что было принесено из дома ее отца, а также выплачивалось полмины серебра.

Все под контролем

Законы Хаммурапи охватывали почти все сферы общественной жизни, которые требовали урегулирования, начиная от торговых отношений и выращивания урожая до лечения скота. Внимание уделялось разводам и появлению наложниц в доме, разоренным гражданам и воспитанию приемных детей. За неприязненные отношения пасынку могли спокойно отрезать язык или вырвать глаз.

Немудрено, что подробный список, который в свое время стал революционным для древнего мира, в том или ином виде пророс в законах, которыми пользовались и далекие предки. Отголоски законов Хаммурапи мы можем проследить на века вперед.