Завышенная требовательность к себе и другим в религии

20 June 2018

Завышенная требовательность к себе и другим в религии

Высокая требовательность похвальна в любом деле, однако это не должно приводить к смене установленных принципов этого дела. Для ясности: похвально и полезно вознамериться избегать не только всех грехов, но и всех нежелательных действий, но порицаемо и вредно взять за убеждение то, что нежелательное является грехом, а грех - неверием или лицемерием.

Почему? Разве грешные люди не станут усерднее сторониться некоторых грехов, если будут считать их совершение неверием или лицемерием?

Ответ: Может быть и станут, но в итоге это может привести их к неверию. Каким образом?

Человек имеет следующее свойство: посчитав себя неспособным соответствовать требованиям какого-либо убеждения (идеологии, религии), он приходит к выводу о несостоятельности этого убеждения, его ошибочности, несправедливости и т.п. (вновь читай про когнитивный диссонанс). Так, неспособная похудеть убеждает себя в том, что красота в толстоте; неспособный бросить курить и пить - в том, что это на самом деле не вредно; неспособный работать - в том, что просить не стыдно, а воровать - достойно; неспособный купить иномарку - в том, что приора лучше; неспособный учиться - в том, что учитель плохой, или предмет ненужный, неспособный быть порядочным - в том, что нет порядочных людей, и т.д. Таким же образом, посчитав себя неспособным вынести задранную (собой, или кем-то еще) планку в религии, человек оставляет эту религию. Поэтому хариджиты (секта, высоко "задравшая планку" в религии) вылетают из религии как стрела из лука (1).

Милосердный Аллах, являясь самым знающим обо всем и в том числе об этой слабости человека, установил определенные условия принятия Им веры от него, сделав большинство грехов не выводящими из религии. Выводящими же из религии Он сделал лишь некоторые убеждения и поступки, даже по логике несовместимые с природой верующего человека, и избежать которые не составляет большого труда. Из этого: явное многобожие, отрицание чего-либо из слов Аллаха и Его посланника ﷺ или ненависть к этому (после того, как это стало известным), помощь в борьбе с религией, насмешка над ней, любовь к неверию и неверующим, вера в способность творения вмешаться в предопределение (посредством колдовства или ясновидения), вера в то, что творение может быть в чем-то справедливее или мудрее Творца, и т.п.

Что касается лицемерия выводящего из религии (за которое обещано дно ада), то это - притворяться верующим в кругу верующих, и выявлять неверие в кругу неверующих или наедине. Грешить же наедине - это быть мерзким грешником, но никак не лицемером, и гораздо хуже грешить открыто, становясь мерзким грешником да еще и распространителем.

Многим итак это известно, как и все, о чем было написано в других постах, но порой знание нужно подтолкнуть в осознание (убеждение), а осознание может нуждаться в укреплении.

Далее иншааллах про "хорошие" нововведения и их похожую роль в этом, но с другой стороны.