«Украине придется ответить за сбитый «Боинг»

В расследовании гибели малазийского «Боинга» в 2014 году наметился новый поворот. Как известно, сначала большинство экспертов уверяли – самолет сбили. Украина и Запад обвинили в этом отряды самообороны ДНР/ЛНР, захватившие ранее у ВСУ самоходную огневую установку (СОУ) зенитного ракетного комплекса (ЗРК) семейства «Бук». А когда стало известно, что СОУ – нерабочая, тут же обвинили в поставке «Бука» Россию. Москва все отрицала, но это не помогло: именно на волне обвинений по «Боингу» США, ЕС и другие ввели против РФ жесткие санкции. Казалось, еще немного – и Кремль потащат в Гаагу. Тем более что в октябре 2015 года факт поражения «Боинга» ракетой «Бука» доказал Совет по безопасности Нидерландов (DSB), которому Киев, в чьем воздушном пространстве произошла трагедия, передал полномочия по техническому расследованию. Интернет заполонили «сенсационные» разоблачения «коварной Москвы».


Но тут один за другим стали появляться факты, не подтверждавшие и даже опровергавшие антироссийскую версию и, более того, ставящие в неудобное положение уже Украину.
В отчете DSB указано: самолет сбит ракетой 9М38. Но она используется и в старых, имеющихся у ВСУ «Буках». Первоначально РФ обвиняли именно на основании того, что ракета, дескать, – постсоветской модификации и украинцам не поступала. То, что ракета собрана в СССР, подтвердила 24 мая текущего года и объединенная следственная группа (JIT), куда входят представители Австралии, Бельгии, Малайзии, Нидерландов и Украины. Группа нашла фрагменты ракеты, по серийному номеру которой и установили год выпуска – 1986-й. То есть фактически она могла попасть как в ВС России, так и в ВС Украины. В Минобороны РФ заявили, что ракеты «Буков» имеют гарантийный срок 15 лет, который можно продлить еще на 10 лет, а затем – в утиль. То есть ракета, куски которой нам показали, подлежала утилизации в 2011 году. И если бы российское МО еще и показало документы об утилизации или о том, что ракета после распада СССР досталась украинцам, сразу судили бы уже Киев, а за клевету – и JIT.


При этом, стали проявляться нестыковки и откровенная «лажа» в мультиках от Bellingcat, которые использовала в качестве обвинения и JIT. Хотя любой следователь знает: строить уголовное расследование только на видео из соцсетей и YouTube и на фото каких-то машин с нанесенными на них непонятно кем и как номерами и надписями, – верх непрофессионализма.


Налицо изначально неверный подход. Все пытаются доказать, что именно запечатленная на фото и видео СОУ «Бука», вывозимая из Донбасса, сбила «Боинг» и что она российская. Но даже если доказать факт ввоза-вывоза СОУ (пока не удалось, так как активисты нашли ряд нестыковок по времени и месту с фото и видео, включенными в мультики-расследования), надо еще доказать, что именно она выпустила ракету-убийцу. Отсутствие одной ракеты – не доказательство. Фактически JIT начала расследование не с начала, а с середины. Видимо, все дело в неопытности: как известно, в странах, представители которых входят в JIT, весьма низкий уровень преступности. Исключение – Украина, но она – «лицо заинтересованное».
В результате этому балагану, который длится без малого четыре года, начинают не верить и на Западе. Так, оппозиционные партии Нидерландов считают, что Украина причастна к гибели «Боинга». По мнению депутата Партии свободы Раймонда де Рона, Украина «должна быть привлечена к ответственности за причастность к крушению, поскольку не закрыла свое воздушное пространство». А министр транспорта Малайзии Энтони Лок 30 мая текущего года в интервью Channel NewsAsia и вовсе заявил: «В представленных JIT данных нет убедительных доказательств, чтобы прямо обвинить Россию».