Управление платежами в кризисной ситуации

15.05.2018

ПРОБЛЕМА

Компания занимается оптовой торговлей бытовой техникой. Сумма поступивших заявок на оплату превышает объем денежных средств, которыми компания располагает на текущий момент. Бюджет движения денежных средств сигнализирует о прогнозируемом отрицательном денежном потоке от операционной деятельности в ближайшем квартале ввиду резкого ухудшения прогноза собираемости дебиторской задолженности и падения объема продаж из-за наступления кризисной ситуации в экономике страны после политического переворота (государство на грани объявления дефолта по суверенному долгу). Из-за резкой девальвации национальной валюты и гиперинфляции ставки кредитования возрастают до уровней в 30% годовых, при этом банки резко ограничили объем кредитования. Руководство корпоративного казначейства компании ставит перед сотрудниками задачу: в срочном порядке разработать и внедрить в компании новую политику исполнения платежей в кризисной ситуации и управления денежными потоками.

РЕШЕНИЕ  (Действия казначеев)

Шаг 1. Расставляем приоритеты

Делим все поступающие заявки на оплату на 2 категории: первого и второго приоритета.

К категории первого приоритета (обязательным к исполнению в утвержденные сроки) относим по убыванию степени важности:

— заработная плата (для поддержания работы офиса и во избежание штрафов и блокирования счетов из-за судебных разбирательств);

— налоги (во избежание блокирования счетов и штрафных санкций налоговых органов);

— погашение текущих кредитных обязательств перед основным поставщиком оборудования;

— погашение процентов по текущим кредитам в банке.

К категории второго приоритета относим:

— платежи прочим кредиторам;

— платежи по неосновной деятельности, включая административные расходы;

—  премии и вознаграждения сотрудникам.

Платежи второго приоритета исполняются пропорционально темпам собираемости дебиторской задолженности.

Шаг 2. Используем внутренние резервы

На основании статистики расходов предыдущих (докризисных) периодов проводим количественную оценку возможности временного сокращения постоянных затрат, связанных с обслуживанием бизнеса, и выносим предложения на рассмотрение высшему руководству компании  (пересмотр поставщиков товаров и услуг, связанных с администрированием офиса, сокращение премий и вознаграждений сотрудникам, отмена корпоративных мероприятий и праздников, отмена политики предоставления личных водителей руководству компании и сокращение представительских расходов и т.д.);

Проводим оценку возможного поступления денежных средств от продажи текущих непрофильных активов (например, автомобили) для покрытия кассовых разрывов при необходимости и выносим предложения на рассмотрение высшему руководству компании.

Шаг 3. Внедряем особый контроль исполнения незапланированных платежей

Внедряем новый порядок согласования незапланированных платежей, не предусмотренных  БДДС.

— если денежный объем незапланированного платежа составляет менее 10% от величины текущего платежного бюджета компании, то решение о включении заявки в платежный реестр принимает финансовый директор или руководитель казначейства компании;

— если денежный объем незапланированного платежа составляет более 10% от величины текущего платежного бюджета компании, то включение заявки в платежный реестр после финансового директора или руководителя казначейства  утверждается еще и генеральным директоромкомпании (правило «двойной подписи»).

Шаг 4. Создаем резервный фонд

Определяем оптимальный размер резервного фонда, необходимого для покрытия чрезвычайных статей расходов в случае дальнейшего ухудшения платежного баланса компании. Размер резервного фонда должен рассчитываться на основе статистики незапланированных платежей предыдущих периодов и сумм задержки оплаты дебиторской задолженности.

Шаг 5. Проводим переговоры с банками

Если на осуществление платежей первого приоритета не хватает денежных средств, проводим переговоры с банками-партнерами о возможности и условиях внешнего финансирования (или реструктуризации текущих кредитов при невозможности обслуживать текущий долг).

  Шаг 6. Улучшаем прогнозирование

Отлаживаем работу системы коммуникации между казначейством и бизнес подразделениями с целью осуществления контроля за своевременностью поступления денежных средств от покупателей и выявления причины задержек платежей от контрагентов.

Участвуем в разработке системы управления дебиторской задолженностью с целью обеспечения минимального временного интервала между датой получения заказа и датой поступления оплаты от покупателя, а также работаем над созданием системы коммуникации с покупателями (контрагентами) в целях ежедневного обновления информации о планируемых поступлениях (информирование об отправленных или планируемых платежах, особенно крупных).

Разрабатываем и внедряем политику ограничения авансовых платежей и максимизации временного  интервала между датой получения товара (или выполнения работ) и датой оплаты счета.

ПОДВОДИМ ИТОГИ

При возникновении кризисной ситуации корпоративное казначейство должно:

во-первых, внедрить такую политику проведения платежей, которая бы позволила свести к минимуму финансово-правовые последствия принятия решений об очередности их оплаты,

во-вторых, разработать гибкую политику управления финансовыми потоками компании на основе максимального использования внутренних резервов.

Подробнее на сайте проекта Вашказначей.РФ!