Оснований для отмены вступившего в силу судебного акта стало больше

Конституционный суд 6 июля 2018 года опубликовал постановление, согласно которому, вступившие в силу решения судов, могут быть изменены или отменены в случае, если нормативный акт, на основе которого были вынесены данные решения отменен (например, в рамках рассмотрения административного искового заявления по правилам КАС).

В частности Конституционный суд в своем постановлении указал:

"Возможность преодоления окончательности вступивших в законную силу судебных актов, будучи исключительной по своему характеру, предполагает установление таких процедур и условий их пересмотра, которые отвечали бы требованиям правовой определенности, обеспечиваемой признанием законной силы решений суда, их неопровержимости, что применительно к решениям, принятым в ординарных судебных процедурах, может быть преодолено, лишь если какое-либо новое или вновь открывшееся обстоятельство или обнаруженные фундаментальные нарушения неоспоримо свидетельствуют о судебной ошибке, без устранения которой компетентным судом невозможно возмещение причиненного ущерба (постановления от 17 марта 2009 года № 5-П, от 21 декабря 2011 года № 30-П и др.); признание же судом нормативного правового акта недействующим с момента его принятия расценивается в качестве основания для пересмотра судебного решения, поскольку в этом случае положенный в основу решения суда нормативный правовой акт не подлежал применению судом уже на момент рассмотрения дела, что привело к нарушению прав и законных интересов участвовавших в деле лиц (Определение от 29 сентября 2016 года № 2008-О). "

Постановление примечательно тем, что согласно разъяснений положений пункта 1 части 3 статьи 311 АПК Российской Федерации, данных КС, добившись отмены незаконного нормативного правового акта, заявители получают возможность изменить уже вступившие в силу решения, которыми были нарушены их интересы именно из-за незаконного НПА.

Это актуально, например, для предпринимателей из небольших муниципальных образований, где НПА местных администраций часто ставят малый бизнес в подчиненное, порой бесправное положение.

Постановление может породить волну отмен разного рода судебных решений предпринимателями, что в свою очередь ставит вопрос о компетенции лиц, издававших незаконные НПА. Что на наш взгляд очень позитивно для сферы защиты прав предпринимателей в целом.

Актуальными выводы КС станут и для некоторых вопросов земельных и имущественных отношений между бизнесом и администрациями муниципальных образований.

Текст документа доступен по официальной ссылке: http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision341614.pdf