Цифровизация бизнеса: взгляд ИТ-компании

Цифровые технологии становятся все более востребованными в отечественных компаниях. Для чего необходимо их внедрять и какие бизнес-процессы нуждаются в этом в первую очередь, вы узнаете в этом материале. Своим взглядом на цифровизацию бизнеса поделился сотрудник разработчика программного обеспечения и информационных систем, консалтинговой компании «ТехЛАБ». Кирилл Сорокин, директор по разработке ИТ-компании, рассказал о развитии цифровых технологий и описал основные из них.

«Первые инструменты цифровизации, которые в основном предназначены для агрегации данных о бизнесе и работающих процессах, появились еще в прошлом веке, – отметил Кирилл Сорокин. – Но долгое время они не использовались эффективно: в компаниях не хватало понимания, как именно и на каких условиях внедрять новые технологии в работу организации. В итоге внедрения не согласовывали между подразделениями, департаментами и филиалами компаний. И на выходе получалось, что технологии внедрялись ради технологий и не подчинялись единой стратегической цели.

Помимо этого, команды внедрения сталкивались с недоверием сотрудников к технологиям. Например, BI-системы, которые предназначены для увеличения прозрачности бизнеса, сотрудники воспринимали как средство слежения за работой и повод начать массовые увольнения. До сих пор ИТ-компаниям нередко приходится развенчивать миф о том, что машина полностью лишит людей рабочих мест.

Только в последние годы на рынок пришло понимание, что до начала внедрения ИТ необходимо разрабатывать комплексную стратегию информатизации, которая будет включать все звенья корпоративной структуры, а также развивать так называемую цифровую культуру в корпоративной среде. Последняя позволяет наладить процесс взаимодействия человека и “цифры”: от приобретения новых цифровых навыков членами команды до улучшения цифровой среды, в которой они работают».

Кирилл Сорокин также поделился своим мнением о том, какие процессы и почему необходимо цифровизировать в первую очередь: «Последовательный план цифровизации зависит от основных целей и задач компании, а также от специфики бизнеса. Перевод фармпроизводителя на “цифровые рельсы” будет разительно отличаться от внедрения информационных технологий в финансовой организации. Но если говорить в общем, в первую очередь цифровой трансформации подлежат все процессы, которые завязаны на принятии оперативных управленческих решений.

Во-первых, весь пласт задач, которые связаны с коммуникациями с клиентами, партнерами и участниками рынка. Для решения этих задач компании внедряют CRM-системы. Например, они позволяют управлять Customer Journey (картой путешествия пользователя – прим. ред.) от момента первого контакта и вплоть до продажи или заключения сделки – и даже после этого.

Во-вторых, цифровизация помогает комплексно взглянуть на бизнес: соотнести его задачи, цели, текущие показатели и их динамику. BI-системы помогают обрабатывать огромные массивы данных о компании: от состояния производственных помещений на предприятиях до динамики продаж в режиме реального времени. Так, на основании этой информации можно принимать взвешенные управленческие решения и следить за развитием бизнеса. Например, можно увидеть динамику продаж по одному товару в разных регионах, через разных дистрибьюторов и ритейлеров. С использованием этих знаний можно оптимизировать стратегию продаж.

Помимо этого, цифровые платформы позволяют совершенствовать внутренние процессы в компаниях. Причем к ним относится как “усиление” стратегического планирования ресурсов, так и рост команды – задач на этом поприще великое множество. Например, системы цифрового обучения помогают без серьезных затрат на коучей, тренеров и помещения обучать специалистов на всех уровнях компании, причем без отрыва от их текущих рабочих обязанностей.

Наконец, появление на рынке инноваций, таких как искусственный интеллект, машинное обучение, технологии дополненной и виртуальной реальности, стимулировало возникновение ряда новых бизнес-задач, которые сейчас также подлежат автоматизации. Например, машинное обучение и технологии когнитивной аналитики помогают заблаговременно прогнозировать появление разных событий в бизнесе. Технологии используют набор заложенных данных, которые предназначены для выстраивания более тонкой стратегии компании и превентивного реагирования на изменения ситуации на рынке.

Для нас как для ИТ-компании крайне важно внедрять самые передовые технологии, которые только доступны на рынке. Мы используем инновации не только для того, чтобы помогать клиентам, но и чтобы расти самостоятельно».

По словам Кирилла Сорокина, сегодня для бизнеса наступает этап «алгоритмической революции»: конкуренция переходит от того, насколько хорош предлагаемый компанией продукт, к тому, насколько сильна ее цифровая стратегия. Те компании, которые не считают нужным внедрять ИТ, рискуют «оказаться за бортом» нового конкурентного рынка.

Юлия Сильченко, CFO Russia