Нравственность-как проблема в педагогике.

15.05.2018

Нравственное воспитание-есть корень любого образовательного процесса.Именно на нем зиждется успех и эффективность образования.
Ведь главной целью школы, как субъекта педагогики, является воспитание личности, деятельность которой направленна на развитие благосостояния мира вокруг неё, посредством мира в ней самой.
Личность, не обладающая собственными нравственными ориентирами, но высокообразованная по общественным стандартам, не способна благоустраивать жизнь вокруг собственной персоны, не способна создавать гармоничный мир или работать над его совершенствованием. Скорее, она станет неким злым гением, интеллектуалом-лицедеем или , в одном из лучших случаев, нигилистом.
Точно также, персона не обладающая навыками и интеллектуальными глубокими знаниями, не будет способна высокоэффективно проявлять выработанные и воспитываемые в ней самой исключительно глубоко-духовное и нравственное понимание окружающего её мира и любви к нему. В лучшем случае, она станет аллегорией Ивана-Дурочка из русского фольклора.
Исходя из вышесказанного, можно выявить тесную связь между образованием сугубо интеллектуальным и образованием нравственным, т.к без первого, невозможно полное и глубокое понимание второго .

Кроме того, стоит вспомнить, что есть образование, как не процесс, как не практика. Конечно, процесс получения теории неизбежен и, особенно, важен, но что есть знания без практики, как не чистые слова, лежащие в шкафа нашего рассудка. Лишь знание, применяемое на практике, становится мудростью. Студент, впервые решая задачу , связанную с новой выученной теоремой, столкнётся с трудностью, но практикуясь , постепенно увеличит скорость решения тех или иных задач. Ведь теорема, уже не пустые слова, а её воплощение в практике. При этом стоит помнить, что эффективность понимания темы по большей части зависит именно от практики, нежели от теории.Хотя и последняя , безусловна, важна.
Именно, поэтому изучение нравственность посредством учебников, без реализации знаний в действительности, не принесет и не приносит никаких ощутимых изменений и результатов.
Мы можем проводить интроспекцию в собственное отечественное образование, и искать пути решения проблемы нравственного воспитания в школах, в нашем прошлом, например в школе СССР, но и это не повлечет за собой ощутимых результатов.Как и взгляд из нашего пространства в другие культурные среды, Китай,Индию,Израиль, Скандинавские страны. Изучая, философию Канта и Аристотеля и внедряя в современно российское образование новые-старые педагогические способы, но мой взляд мы лишь лечим симптомы и даем современным ученикам некий социальный аспирин, действующий в лучшем случае, в стенах образовательных учреждений.
Ведь наиболее часто нравственность трактуют, забывая о её корне, а следовательно воспринимают её неполно, исключительно схематично и поверхностно. И из такого восприятия термина, невозможно передать его полное понимание еще неразвитым молодым индивидуумам.
Ведь что, есть нравственность, как неглубокая осознанность. Когда человек сознателен, он развивается в соответствии с глубоко моральными ориентирами, он растет, чтобы стать счастливым, желая это счастье передавать другим.Ему не нужны законы, ибо каждое его действие идет согласно им оприори.Можно написать тысячи законов, тысячи правил и манифестов, но учесть все случаи , все возможные расклады и комбинации происходящего невозможно, следовательно и при стопроцентной исполняемости обществом тысячи законов и правил поведения не хватит, для совершенно гармоничного процветания мира.Тогда как, одной осознанности, хватает, для создания высокоэффективности, продуктивности действий и счастья в каждом.
Именно поэтому проблема нравственного воспитания в современном образовании, сама по себе неспособна быть корректной, т.к она лечит не корень, а лишь листья-симптомы.
Развитие осознанности, вот к чему неизбежно приходит каждая процветающая в будущем нация.
К примеру такие, как Китай и Финляндия. Эти две страны- такие разные по своим культурам, но стоящие рядом по качеству образования.Хотя тот процесс на первый взгляд, также ощутимо различен внутри этих государств, все же есть в нем и объединяющие Скандинавию и Китай педагогические методы.
Они заключаются в практике, при поддержке Китайского политического концерна , осуществляется работа над детской сознательностью без влияния исключительно религиозного, работают новые инновационные методы в школах, основанные на научном мировоззрении и новых открытиях в сфере нейробиологии, нейрофизиологии, психологии.
Приведу пример, рассказав о детском лагере Mindfulnesscamp.
Также исключительно, исходя из рационального и демократичного взгляда без духовных примесей действуют и работают финские методики.
Расскажу о системе финского воспитания в рамках проекта, интеграция «младшего школьника в реальность».

Мы-разные, мы-индивидуальность, но нравственность, мораль вот что объединяет нас.
И ее воспитание, ее развитие в рамках школы зависит не только от новых разработок от министерства образования, не только от практики, но и от глубокого изучения того, что мы хотим реализовать, что хотим воспитать в детях.Ведь если каждая новая разработка и каждый новый метод вновь не работает, может стоит задуматься и признать, что нашей практике мешает исключительно субъективный , а значит неверный взгляд на теорию, а значит и неверные пути её реализации.
Но, также не стоит забывать, что методы и их эффективность, особенно в рамках образования зависит не только от их логичности и рациональности соответствии с окружающей нас действительностью, но и от людей, которые эти методы реализовывают. Альберт Эйншентейн как-то заметил, что « те проблемы с которыми мы сталкиваемся не могут быть решены на том же уровне мышления, на котором мы их создавали».И, действительно, чтобы решить особенно важные фундаментальные проблемы , важно изменение на глубинном уровне-мышлении. Тоесть эффективный подход решения проблемы будет происходить не на принципах снаружи-внутрь, а изнутри –наружу.Исходя из этого, если мы хотим научиться выполнять обещания данные другим, мы должны сначала научиться выполнять обещания данные самим себе, точно также если мы хотим научить детей осознанности, мы должны сами быть осознанными, а значит и нравственными оприори.Именно поэтому встает вопрос о квалификации педагогического состава и положения в приоритетах ценностей самой педагогической структуры в современном мире, особенно в Российской федерации.

А вы как думаете?