Бомбардировщик Су-24. Его боялся весь блок НАТО

Су-24 - советский фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности предназначенный для нанесения бомбо-штурмовых ударов при любой погоде, на различных высотах (в т.ч. и предельно малых) с прицельным поражением любых наземных и надводных целей.

Разработка машины велась в 60-хх XX столетия в ОКБ П. Сухого. Первый летный образец поднялся в воздух в 1970 году. Самолет принят на вооружение в феврале 1975 года.

Су-24
Су-24

Интересен тот факт, что поставки нового самолета в ВВС начались в 1973 году! Первой строевой частью, которая получила новую машину стал 63-й БАП (бомбардировочный авиационный полк) 132-й бомбардировачной авиадивизии, дислоцировавшийся на аэродроме Черняховск Калининградской области. Таким образом государственные испытания Су-24 проводились строевыми летчиками, что вызвало несколько катастроф. Недостатки в конструкции и доводка машин устранялись заводскими бригадами прямо на аэродроме.

Поставка неиспытанной машины в войска была вынужденной мерой, так как было необходимо хорошее средство противодействия баллистическим ракетам средней и малой дальности, развернуты блоком НАТО на территории стран Западной Европы. Новый бомбардировщик с учетом его тактико-технических характеристик (низковысотный профиль полета с режимом огибания местности для прорыва ПВО) и геграфия расположения частей на новой машине стали отличным контраргументом. Появление Су-24 вызвало настоящий шок у командования НАТО! Дело в том, что первая эскадрилья в любом полку, вооруженном Су-24, по плану боевой подготовки являлась носителем тактического ядерного оружия.

Производство Су-24 продолжалось до 1983 года. С 1983 года выпускались новые модификации самолета Су-24М и Су-24МР (разведчик). Новая машина оказалась в 1,5 раза эффективнее предшественника .

Су-24МР
Су-24МР

На СУ-24М было установлено новое БРЭО, установлен новый прицельно-навигационный комплекс, что позволило расширить номенклатуру применямых вооружений (появилась возможность использовать корректируемые авиабомбы). Так же на Су-24М появилась выдвижная штанга для дозоправки в воздухе. Впервые применен УПАЗ (универсальный подвесной агрегат заправки), чт позволило использовать Су-24 вместо импровизированного танкера (вместо самолетов-заправщиков Ил-78, которых и так не хватала для обеспечения полетов стратегической авиации).

Су-24М с УПАЗ
Су-24М с УПАЗ

Су-24МР - разведывательная модификация, лишенная ударного вооружения, но оснащенная современным разведывательным вооружением. Важно, что на разведк Су-24МР летали в паре с Су-24М, так как в разведчик в СМУ "слепой".

Характеристики Су-24М:

  • экипаж - 2 человека (летчик и штурман)
  • максимаьная взлетная масса - 39 700 кг
  • максимальная посадочная масса - 28 000кг
  • скорость максимальная у земли - 1400 км/ч
  • скорость максимальная на высоте - 1700 км/ч
  • боевой радиус с нормальной боевой загрузкой и ПТБ - 560 км/ч
  • перегоночная дальность (с ПТБ) - 3000 км
  • потолок практический - 11 000 м
  • максимальная перегрузка - 7g
  • вооружение на 7 точках подвеки: свободнопадающие и корректируемые бомбы, бомбовые контейнеры,управляемые ракеты "воздух-земля", противорадиолакационные ракеты, блоки НАР, подвесные пушечные контейнеры, встроенная пушка, ракеты "воздух-воздух" Р-60 для самообороны

Интересные факты:

  • первое "непроизвольное" испытание катапультного кресла К-36Д при скорости 0 км/ч и H=0 м (на стоянке) было произведено именно на Су-24 (аэр. Черняховск)
  • НАР почти не использовались в частях. В процессе эксплуатации четко обозначилась именно бомбардировчная специализация самолета
  • встроенная пушка также почти не использовалась. Из-за большой скорострельности возникала сильная и вибрация и останавливающая сила, самолет просто начинал "тормозить" в воздухе, что требовало сноровки от экипажа
  • "фирменное" отличие Су-24 - всегда грязное брюхо самолета (т.к. нижняя часть всегда окрашивалась в т.н. "противорадиационный" белый цвет

Понравилась статья? Обязательно ставьте "нравиться" и подпишитесь на наш канал! Только свежая, полезная и актуальная информация в Ваших новостях.

Спасибо за внимание!