Что стало с "братом-близнецом" «Титаника»

Трудно найти человека, который не слышал бы про легендарный «Титаник». Однако мало кто знает, что «Титаник» не был единственным в своей серии. Таких кораблей было построено три. И «Титаник» был даже не первым. Два из трех «близнецов» затонули, и лишь один из них, отслужил весь срок своей эксплуатации.

«Олимпик»

В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года, когда гибнущий «Титаник» отсылал сигналы бедствия, одним из кораблей, получивших этот сигнал, был «Олимпик». Судно тут же направилось полным ходом к месту трагедии, однако находилось слишком далеко, и спасти пассажиров гибнущего собрата не успело.

«Олимпик» был первым из трех кораблей-близнецов, и единственный «выживший». Трансатлантический лайнер компании «White Star Line» «Олимпик» был спущен на воду 20 октября 1910 года – чуть менее чем за год до «Титаника», который строился по соседству. В свое первое плавание, судно отправилось из Саутгемптона, откуда в последствии уйдет в свое роковое плавание и его брат-близнец. К слову, отличия между «Олимпиком» и «Титаником» все же были, но невооруженным взглядом заметить их было невозможно. Потому, когда, рассказывая о «Титанике», утверждают, что он был чуть ли не единственным и неповторимым в своем роде, рассказчики несколько преувеличивают.

Роскошь и размеры «Олимпика» поражали воображение. На момент своего первого рейса, судно выглядело в глазах пассажиров и журналистов, чуть ли ни чудом света. Однако, сегодня мало кто вспоминает про этот прекрасный корабль, так как его слава померкла перед печальной славой «Титаника». И во многом, причиной славы одного и забвения перед ней другого, послужил Голливуд. Кстати, многие фотографии «Титаника», на самом деле являются фотографиями «Олимпика», так как собственно «Титаник», затонувший в первом же рейсе, мало успели отфотографировать.

Первый рейс лайнера пролегал от английского Саутгемптона до французского Шербура, который находился в Нормандии. Уже оттуда корабль незамедлительно отправился в Нью-Йорк. В этом и последующих рейсах, у судна обнаружились некоторые «детские» болезни и недостатки, которые инженеры разумеется учли, внеся некоторые проектные изменения в еще строящемся на тот момент брате-близнеце судна - «Титанике».

Но неудачи преследовали «Олимпик». В первые же годы эксплуатации, судно пережило ряд неприятных инцидентов. Апогеем же, получившим широкую огласку, и активно освещающимся в прессе, стало столкновение с крейсером «Хоук» в Саутгемптоне. В результате происшествия, «Олимпик» получил серьезные повреждения, но остался на плаву. Этот инцидент вскрыл многие недостатки лайнера, в числе которых оказалась слишком низкая прочность корпуса, впоследствии сыгравшая роковую роль в истории с построенным по тому же проекту и тем же технологиям «Титаником»

Виновным в происшествии признали капитана «Олимпика» Эдварда Джона Смита. Да, того самого капитана Смита, который позже поведет в свой первый и последний рейс легендарный «Титаник». Видимо инцидент (к слову не первый) никак не повлиял на доверие компании «White Star Line» к этому проштрафившемуся капитану, раз ему ни смотря ни на что, было доверено новенькое судно.

Нельзя обойти стороной популярную у любителей теории заговоров легенду, о подмене кораблей. Бытует мнение, что «Олимпик» и «Титаник», поменяли местами, дабы намеренно повредить корабль в первом плавании, и получить страховые выплаты, которые превышали стоимость самого корабля. Сторонники этой теории, заявляют, что стоимость страховки новенького «Титаника», была выше, нежели «Олимпика». Но портить только что построенный корабль, судовладелец не хотел, а для того произвел подмену. Дескать никто не ожидал, что корабль может затонуть. А вот немного «покарябать» его, а в последствии компенсировать с лихвой этот ущерб за счет страховки, было слишком уж большим искушением.

Теория вполне жизнеспособная и интересная. Однако противники этой версии, в качестве аргумента используют тот факт, что, обследуя обломки «Титаника», на одном из винтов судна, был обнаружен номер 401 – что является серийным номером «Титаника», в то время как серийный номер «Олимпика» - 400. Но они упускают, что в процессе ремонта «Олимпика», потерявшего лопасть винта в 1912 году, на корабль был установлен винт, изготовленный для «Титаника», а значит, что серийный номер на нем, как раз-таки не может служить доказательством.

Разумеется, по причине абсолютной схожести кораблей, обыватель мог и не заметить подмену. Однако, как быть с работниками верфи? Для того чтобы поменять суда местами, нужно было задействовать огромное количество человек, ведь это требовало проведения на «Олимпике» косметического ремонта, для создания эффекта новизны, а также переноса всех табличек и предметов, на которых имелось название корабля. Кто-то, непременно, рано или поздно бы проговорился. Не подлежит сомнению одно – правду, которая навсегда бы поставила точку в этой истории, мы скорее всего никогда не узнаем.

Как бы то ни было, «Олимпик» честно прослужил весь положенный срок эксплуатации, вплоть до своего списания в 1935 году.

«Британик»

И если про «Олимпик» некоторые люди еще слышали, но о «Британике», средний обыватель и вовсе почти ничего не знает. Между тем, это был третий «брат» «Олимпика» и «Титаника». Строительство находящегося еще на стапелях корабля, первоначально носившего имя «Гигантик», после катастрофы «Титаника», было заморожено. Инженеры решали какие изменения необходимо внести в конструкцию, дабы трагедия подобная трагедии «Титаника» не могла больше повториться. Так, корабль получил двойное дно, а водонепроницаемые переборки, конструкция которых показала свое несовершенство, стали выше и прочнее. Кроме того, судно решено было переименовать, так как титаны и гиганты, погибли в битве с олимпийцами, а значит сохранить название «Гигантик», после трагедии «Титаника», в компании «White Star Line», посчитали бы неуместным.

Все внесенные изменения, должны были сделать корабль теоретически способным выдержать столкновение с айсбергом, оставшись при этом на плаву. Однако с учетом всех изменений, которые необходимо было внести, к моменту завершения строительства, началась Первая мировая война. Странам уже не нужны были океанские лайнеры. Им нужны были военные корабли.

Так призванный стать роскошным лайнером «Британик», был реквизирован правительством и превращен в плавучий госпиталь. Судно получило специальную окраску белого цвета с зеленой полосой вдоль борта и красными крестами, что являлось стандартным окрасом плавучих госпиталей, которые охранялись от атаки противоборствующих сторон, международными договорами.

Но ни окрас, ни договоры, не спасли «Британик». 21 ноября 1916 года в 08:12 утра, эвакуировавший из Средиземноморья раненных солдат Антанты плавучий госпиталь «Британик», сотрясся от мощного взрыва по правому борту. На скорости около 20 узлов, судно напоролось на немецкую мину и получило правый крен. Осмотревшие повреждения техники, пришли к выводу, что долго «Британик» на плаву не продержится. Судно стремительно набирало воду. Капитаном было принято решение об эвакуации. Не смотря на внесенные изменения в конструкции, «Британик» не только не смог пережить этот взрыв, но более того, ушел на дно в три раза быстрее «Титаника», всего за 55 минут. Спаслось при этом 1036 человек, 21 человека затянуло под винты лайнера, которые продолжали вращаться в момент затопления корабля, еще 9 человек не смогли покинуть помещения и погибли на судне.

Интересен тот факт, что одной из медсестер «Британика» была Вайолетт Джессоп, пережившая такой же кошмар 4 года назад на «Титанике». В этот раз Вайолетт так же повезло, и она чудом не стала двадцать вторым человеком, разрубленным гигантскими винтами корабля, под которые ее затянуло в числе прочих.

Вот такая судьба.