"Просьба освободить вагоны". Куда уезжают поезда в метро, после конечной станции

Многие отвечая на этот вопрос, конечно же скажут, что поезд уехал в депо. И будут совершенно не правы.

Итак, поезд доехал до конечной станции своей подземной ветки. "Поезд дальше не идет, просьба освободить вагоны" - слышат в след выходящие из состава пассажиры. Работница станции с красным флажком пройдет по вагонам, чтобы убедиться, что в них не осталось задремавшего пассажира, двери закроются, и поезд сделав тормозами "пфффф", умчится в темный тоннель. Но постойте, если эта станция конечная, то куда же он поехал?

Нет, там дальше нет съезда в депо. Да и вообще, странно было бы отправлять в депо поезд, совершивший всего одну поездку по линии. Нечего ему там делать.

А ответ все же очень прост. Там, в тоннеле, находится так называемый оборотный тупик. Объясню, что это такое и для чего он нужен.

Покинув станцию, поезд далеко не поедет. Через несколько десятков метров, его ждет тупик, с узенькой металлической платформой, по другую сторону которой, будет еще один путь для второго такого же поезда. По этой платформе, машинист перейдет в последний вагон, диспетчер переведет стрелки, и состав отправится обратно на станцию, появившись уже с другой стороны платформы, посадит пассажиров и отправится в обратном направлении.

Пример обычного оборотного тупика. Свободно место еще для одного поезда. Когда он приедет, этот отправится в путь, освободив место для следующего. И так по отработанной схеме. Механизм не должен давать сбоев
Пример обычного оборотного тупика. Свободно место еще для одного поезда. Когда он приедет, этот отправится в путь, освободив место для следующего. И так по отработанной схеме. Механизм не должен давать сбоев

Второй путь в тупике, нужен для того чтобы следующий поезд, достигший своей конечной станции не ждал пока уедет предыдущий, и тоже мог занять свое место в тупике.

По ночам, там "спят" поезда, которые не отправились в депо, поскольку должны будут утром первыми выйти на линию и принять ранних пассажиров, торопящихся по своим делам.

Да, такие тупики есть не только на конечных станциях. Иногда, съезд в подобное место имеется и там, где линия метро продолжается и дальше. Нужны они опять же для того чтобы поставить туда на ночь поезд, который утром должен выйти на линию, а в часы пик используется для оборота составов, которые не доезжают до конечной.

Жители Москвы привыкли к тому, что иногда поезд высаживает пассажиров не на последней станции линии, а гораздо раньше. Тем, кому нужно отправиться дальше, приходится ждать следующего состава и продолжать поездку на нем. Для чего это делается?

Такие вещи происходят на станциях, тоже оборудованных своим оборотным тупиком. Этот поезд, так же как на конечной, съедет туда, после чего отправится в другую сторону. Нужны такие, на первый взгляд причиняющие неудобство пассажирам вещи, для того чтобы в час-пик, сократить интервал движения на более загруженных участках пути. Если пассажиров, следующих до конечной, осталось в вагонах не так уж и много, почему бы не отправить этот состав обратно, туда, где он будет в это время нужнее?

По этой платформе машинист перейдет в последний вагон и поедет обратно
По этой платформе машинист перейдет в последний вагон и поедет обратно

К слову про Москву. Исключением во всех этих историях с тупиками, является станция Алма-Атинская. Уникальность её заключается в том, что из-за высокой плотности подземных коммуникаций за станцией, оборотный тупик там построить было негде. Поэтому, им одновременно служит и сама станция. Доехав до нее, поезд высаживает пассажиров, сажает новых, ожидавших на платформе, и просто едет в обратную сторону. Потому, поезда прибывают и к правой и к левой стороне платформы, в зависимости от того, какая из них свободна. Отсюда же и отправляются, дальше в тоннеле, при помощи стрелок, уже переезжая на нужный путь. Потому не важно, в какой поезд здесь сесть. Любой из них поедет в сторону центра.