Ушедшая эпоха. Почему флоты мира отказались от линкоров

Линейный корабль - вершина военно-морской инженерии. Эти прекрасные, доведенные практически до совершенства гиганты, некогда являлись самой мощной боевой единицей любого флота, который мог себе позволить построить или приобрести корабль такого класса.

В первой половине XX века, построить линкор, было так же сложно, как сейчас построить авианосец. Для этого нужны были не только уникальные технологии, но и самые современные и крупные верфи-заводы, ведь далеко не каждая верфь способна была возвести такой корабль.

Именно по причине того, что строительство линкора было отнюдь не самым простым мероприятием, даже такая промышленная страна как СССР, так и не построил ни одного линкора. Были попытки до 1941 года, но война помешала их реализовать. Потому все советские линкоры, участвовавшие в боевых действиях на море в Великой Отечественной Войне, на самом деле являлись переименованными и усовершенствованными линейными кораблями времен еще Российской Империи, которые, не смотря на то что прошли капитальный ремонт, все же уже были устаревшими и перестали отвечать духу своего времени.

Линкор "Марат"  (до 1921 года назывался Петропавловск, потом Марат,  с 1943 года, судну возвращено имя Петропавловск). Участвовал в обороне Ленинграда, был сильно поврежден, но сопротивление не прекратил. В последующем отремонтирован и возвращен в строй. Списан и разобран в 1953 году
Линкор "Марат" (до 1921 года назывался Петропавловск, потом Марат, с 1943 года, судну возвращено имя Петропавловск). Участвовал в обороне Ленинграда, был сильно поврежден, но сопротивление не прекратил. В последующем отремонтирован и возвращен в строй. Списан и разобран в 1953 году

Но все сложности с постройкой таких кораблей, окупались колоссальной огневой мощью. Созданные для действий в составе эскадры линкоры, порой даже в одиночестве не только представляли огромную опасность для вражеского флота, но и могли значительно повлиять на ход сражения.

Однако вся эта мощь, державшая в страхе неприятеля до прихода эпохи авианосцев, оказалась бесполезной при атаке с воздуха.

Официально считается, что именно более чем внушительный список линейных кораблей, которые были потоплены самолетами, взлетевшими с палуб авианосцев или аэродромов береговой авиации, и привели к тому, что после окончания Второй Мировой Войны, страны начали постепенно отказываться от этого вида боевых кораблей, делая ставку на пусть и хуже вооруженные, но более маневренные корабли меньшего класса.

Но все же, было бы слишком наивно полагать, что к закату эпоху линкоров подвели одни лишь авианосцы, ведь при хорошем истребительном и зенитном прикрытии, линкоры по-прежнему могли оставаться в относительной безопасности, а без такового и лучшая маневренность более маленьких кораблей, не спасла бы их от атаки с воздуха.

На самом деле, появление нового более разрушительного, но вместе с тем не требующего слишком много места для своего размещения оружия, и решило судьбу линкоров.

Зачем строить дорогой и сложный плане конструирования и постройки линкор, если на те же деньги, можно соорудить несколько ракетных крейсеров, благодаря оружию нового поколения, обладающих не меньшей разрушительной силой?

Да и дальнобойность орудий, которая когда-то была преимуществом линкоров, перестала быть их визитной карточкой. Конечно, когда развитые морские державы вдруг решили, что линкоры они строить больше не хотят, еще не было таких ракет как сегодня, способных из Каспийского моря долететь до Сирии, но уже в то время оружие было более развитым чем в начале века. Да и все те же самолеты, здесь точно сыграли роль. Ни один линейный корабль не сможет выстрелить на такое расстояние, которое может пролететь самолет, сбросив бомбу на противника.

Ну а об усиленном бронировании линейных кораблей, говорить и вовсе не приходится. Сейчас, с современным вооружением, броня и вовсе не играет никакой роли.

Тем не менее, когда эпоха этих морских красавцев, казалось бы, ушла в прошлое, в 80-х годах 20 века, в США, Рональд Рейган принял решение вывести из консервации линкоры типа "Айова", поставленные на всякий случай на хранение (в вдруг пригодятся) и вернуть их в строй.

Не знаю уж был ли здесь практический смысл, или просто блажь Рейгана, но почтенного возраста корабли даже поучаствовали в войне в Персидском заливе.

Линкор-музей "Айова" на вечной стоянке в Лос-Анджелесе 2012 год
Линкор-музей "Айова" на вечной стоянке в Лос-Анджелесе 2012 год

Но "вторая жизнь" этих четырех кораблей была не долгой. Уже в 90-х годах, наигравшись и поняв, что содержать в боевом строю их слишком дорого, линкоры были повторно переведены на консервацию и поставлены в военно-морские музеи США. Однако расставаться с ними как с боевыми единицами окончательно, американцы все же не хотели, и некие фантомные боли, мучили их аж до 2007 года, заставляя поддерживать хотя бы на консервации. с возможностью возвращения в строй два из них - "Висконсин" и "Айова". Однако в конечном итоге и они были окончательно переведены в ранг кораблей-музеев. На этом боевая история Линкора как класса кораблей, окончательно ушла в прошлое.