Что было до граммофона

Люди всегда любили слушать музыку.

А звукозапись появилась совсем недавно. В исторических масштабах — просто-таки вчера. Раньше, чтобы послушать музыку, нужно было либо самому играть и петь, либо найти кого-то, кто сыграет и споёт для тебя.

(Поэтому, кстати, достойная невеста должна была уметь играть на музыкальных инструментах. Зачем? Какая от этого польза? Так ведь такая жена — живой mp3-плеер!)

Но идея "автоматической" музыки появилась довольно давно.

И неудивительно! Ведь до изобретения радио и громких динамиков музыка была вечным дефицитом. Представьте себе мир, где тишину нарушают только немузыкальные звуки — стук, скрип, крик, топот... Музыку тогда ценили выше и переживали глубже. Даже посредственное исполнение было ценным. И каждому хотелось наполнить жизнь музыкой...

Первым действительно механическим инструментом были, по-видимому, часы с боем. Изначально в них просто звонил колокол, отмечая время церковной службы. Сами часы были огромными и располагались на башнях. В России их называли курантами. Первые башенные часы появились в XII веке.

Но со временем часы становились меньше, а их механизм — изысканнее. Домашние музыкальные часы сконструировали в XVI веке. До наших дней сохранились очень ранние механизмы. Вот часы швейцарского часовщика Исаака Хабрехта. Они хранятся в Британском музее. Музейные работники называют их "Роллс-Ройсом среди часов". Созданные в 1589 году, они невероятно сложны и роскошны. Часы отбивает фигура Смерти, а дни недели кружатся на карусели. Каждый день — это человеческая фигурка, персонифицированная планета.

Часы в музее.
Часы в музее.

Часы в рабочем состоянии, на них можно посмотреть и послушать.

Но были и часы попроще, которые могли позволить себе не настолько богатые люди. Вот часы 1598 года, мастера Николаса Валлина.

Такую чудесную штуку хотелось носить с собой и запускать не только по часам, а в любое время, когда пожелаешь. Поэтому позже музыкальный механизм отделили от часов и создали "музыкальные табакерки". В XVIII веке табак чаще нюхали, чем курили, нюхательный табак носили с собой в маленьких шкатулках. В эти-то шкатулки и добавили музыку.

Механизм музыкальной табакерки.
Механизм музыкальной табакерки.
Они были крошечными.
Они были крошечными.

На табакерках мастера не остановились. Ещё позже музыка стала полностью самостоятельной, табак убрали — и появились музыкальные шкатулки. Сувенирные музыкальные шкатулки делают и в наше время.

В последний момент, за пару десятилетий до распространения граммофонов, возникли пианолы — механические пианино. Но звукозапись была уже на низком старте...

***

Наряду с механикой любителей музыки радовала и "биотехнология" — обученные певчие птицы.

Ради пения держали разных птиц — чёрных дроздов, щеглов, чижиков. Главной птицей была канарейка. Певчими канарейками увлекаются и сейчас, а в начале XX века увлечение было массовым — настолько, что бедная канарейка стала символом мещанства и её клеймил ещё Маяковский.

Но про это в другой раз...

___________________________

Даже мёртвого музыковеда радуют лайки и подписки. Спасибо!