Как устроена музыка: лад

Как из множества звуков рождается музыка?

Откуда композиторы знают, как складывать ноты?

А если человек никогда не учился музыке и даже не знает нот, но сочиняет хорошие песни как это у него получается?

Всё решает система.

Лад

Часто говорят, что музыка подобна математике.

Кстати, Моцарт умел "алгеброй поверять гармонию" лучше, чем Сальери. А когда Лейбниц сказал: "Музыка есть таинственная арифметика души; она вычисляет сама того не подозревая", - он был не вполне прав. Большая часть вычислений вполне осознанная.

Все элементы, из которых складывается музыкальное произведение, подчиняются определённой логике. В музыкальную "теорию всего" входят и теория ритма, и теория тембра, и закономерности динамики (громкости) и штрихов (особенностей звука), и ещё многое. Строго логично построена и музыкальная форма.

Одна из главных систем та, что управляет высотой звуков. Она называется "лад" ("mode" на английском).

Многие знают слово "тональность". Тональность это прежде всего система, разновидность лада. Не все лады тональные. Но наш слух, конечно, привык к тональным ладам. Главным образом к мажору и минору. (Кое-где обычно в учебных пособиях для школьников можно даже встретить фразу "есть два лада: мажор и минор". Это враньё! Ладов десятки, а то и сотни. Но мажор и минор действительно самые популярные среди них, с этим не поспоришь.)

Логика тональностей: квинтовый круг.
Логика тональностей: квинтовый круг.
Прото-квинтовый круг шумеров на глиняной табличке. Полторы тысячи лет до нашей эры.
Прото-квинтовый круг шумеров на глиняной табличке. Полторы тысячи лет до нашей эры.

Обычно в обозначение тональности входит указание на тип лада (например, минор) и его звуковысотное расположение (например, ля).

Почему мажор и минор стали доминирующими ладами? Настолько, что о других ладах вообще мало кто слышал?

А это самые стройные системы, и одновременно самые гибкие.

Звуки и функции

Система лада состоит из звуков и функций, которые эти звуки выполняют. Они неразделимы: функции без звуков невещественны, а звуки без функций бессмысленны. У каждого звука и созвучия (интервала, аккорда) в каждый момент времени есть определённая функция. Любую музыку, от самой простой песни до самой сложной симфонии можно проанализировать, выделить функции и отследить их поведение. Поведение всегда будет логичным.

Какие бывают функции?

Музыка действительно близка математике. Но в том, что касается тональных ладов, она напоминает астрономию. Тоника это центр системы, главная опора, которая притягивает к себе всё. Как звезда, окружённая планетами. Самые крупные планеты доминанта и субдоминанта. Они настолько массивные, что у них самих есть спутники.

Система тонального лада.
Система тонального лада.

Роль субдоминанты в том, чтобы "уводить" звучание от устойчивой тоники.

Роль доминанты в том, чтобы усиливать напряжение и создавать тяготение, стремление к тонике.

Так возникает нечто вроде синусоиды, чередование напряжения и покоя. Именно за этим чередованием мы неосознанно (или осознанно) следим, когда слушаем музыку.

***

А почему система считается гибкой?

Функции не "прибиты" к звукам и аккордам. Они смещаются. Они могут смещаться и внутри одной тональности, а если в пьесе есть модуляции в другие тональности, то функции действуют намного свободней.

Простой мажор.
Простой мажор.

Например, по умолчанию в простом мажоре субмедианта это слабая субдоминанта (один из "спутников" субдоминанты в "звёздной системе"). Но в некоторых случаях она может выполнять функцию ослабленной тоники (слышали про прерванный каданс? Вот в нём). А вторая ступень мажора ("ре" в до-мажоре) может быть вводным тоном и выполнять функцию доминанты, но может быть и сильной субдоминантой.

Какую функцию сейчас выполняет звук или аккорд, можно сказать только на примере из реальной музыки (или на искусственно сгенерированном примере). Пример покажет, что было до и что будет после. Только в контексте проявляется функция.

***

Функции лада изучает раздел музыкальной теории под названием гармония. В курсе гармонии в колледжах и вузах студенты решают задачи. Обычно в этих задачах нужно подставить функции лада к данной мелодии, так, чтобы функции вели себя логично, а всё вместе звучало хорошо. Чаще всего у задачи есть множество вариантов правильного решения потому что функции могут смещаться.

Возьмём в качестве задачи известную мелодию, "Подмосковные вечера", и перегармонизуем её. Что получится? Что-то совсем другое, возможно, странное, возможно, слишком причудливое, но не абсурдное.

Интересно, что в реальной музыке композиторы могут нарушать строгие законы гармонии. Возникают неожиданные ходы. Но осознанное нарушение придаёт музыке свежесть, а случайная ошибка звучит нелепо.

***

А какие ещё бывают функции у звуков? Кроме всем известных тоники и доминанты в тональных ладах?

В средневековых ладах это были инициал, реперкусса и финалис (то есть "первый звук мелодии", "наиболее часто повторяющийся звук мелодии", "последний звук мелодии"). В индонезийском ладу слендро звуки делятся на "поля", среди которых есть центральное поле и периферийные. В древнекитайской системе люй-люй были функции Инь и Ян. В индийской раге функции звуков называются вади, самвади, вивади и анувади.

Слуховой опыт

А нужно ли знать всё это, чтобы сочинять музыку?

На самом деле необязательно.

Дело в том, что теоретические знания с успехом может заменять слуховой опыт. Каждый из нас с детства слышал такое количество музыки в самых разных стилях и жанрах, что воспринимает основные функции неосознанно, как синтаксис родного языка.

Но только основные функции мажора и минора.

Если хочется выйти за пределы двух доминирующих ладов, или хотя бы просто сделать интересную модуляцию в другую тональность, знания потребуются. Иначе придётся двигаться вслепую ("вглухую"?) и изобретать велосипед там, где давно летают лайнеры!

___________________________

Даже мёртвого музыковеда радуют лайки и подписки. Спасибо!