Натюрморт с музыкой

925 full reads
1,6k story viewsUnique page visitors
925 read the story to the endThat's 54% of the total page views
1,5 minute — average reading time

Слово "натюрморт" означает "мёртвая природа", nature morte. Это картины, на которых нет живого: фрукты сорваны, цветы срезаны, дичь добыта и готова стать пищей.

Нередко натюрморты изображают и музыкальные инструменты.

Чем ближе к нашим дням, тем чаще натюрморт — это просто картина, и он говорит только на языке живописи. Цвета и оттенки, тени и свет, фактура поверхности, композиция... Но старинные натюрморты часто были наполнены символикой. Их можно было прочитать, как притчу, или разгадать, как ребус.

Что же символизировали музыкальные инструменты?

***

Петер ван дер Виллиге, 1660 г. "Аллегория бренности и славы".
Петер ван дер Виллиге, 1660 г. "Аллегория бренности и славы".
Петер ван дер Виллиге, 1660 г. "Аллегория бренности и славы".

На картине ван дер Виллиге труба и барабан покоятся рядом с боевым шлемом. Это те самые "медные трубы", символ войны и победы. О том, что владелец шлема был победителем, говорит и лавровый венок на голове статуи. Но смерть забирает всё, и в центре композиции — череп.

Для таких натюрмортов, символизировавших бренность всего сущего, есть даже специальный термин: "Vanitas" ("суета" на латыни). Особенно много их писали в XVII веке.

Обратите внимание, что кроме вещей воина на картине есть и полускрытая другими предметами виела рядом с изящной раковиной. Тот, кто носил шлем, был удачлив не только на поле брани, но и в любви.

***

Ещё более утончённая символика Vanitas появляется на картине Бартоломео Беттеры.

Беттера Бартоломео, "Натюрморт с музыкальными инструментами", XVII век.
Беттера Бартоломео, "Натюрморт с музыкальными инструментами", XVII век.
Беттера Бартоломео, "Натюрморт с музыкальными инструментами", XVII век.

Здесь нет черепов и угасших свечей, только музыкальные инструменты: спинет (предшественник фортепиано), две лютни, скрипка. Но инструменты покрыты толстым слоем пыли. Их небрежно сложили, и никто на них с тех пор не играл.

А на пыли кто-то рисовал чёрточки — простенькие и бессмысленные, словно провёл эти чёрточки маленький ребёнок. Картина говорит, что владелец инструментов ушёл... но жизнь продолжается. Возможно, выросший ребёнок чуть позже смахнет эту пыль.

***

Итальянский художник Эваристо Баскенис остался в истории как автор натюрмортов с музыкальными инструментами. Он написал их несколько сотен. Но он предпочитал передавать зрителям другое послание.

Эваристо Баскенис, "Музыкальные инструменты", XVII век.
Эваристо Баскенис, "Музыкальные инструменты", XVII век.
Эваристо Баскенис, "Музыкальные инструменты", XVII век.

Инструменты у Баскениса небрежно брошены, как и на картине Беттеры. Но поверх них так же небрежно брошены ноты, по которым играли музыканты, и почти всегда на картинах Баскениса есть свежие фрукты или только что срезанные цветы. С теми, кто играл на этих виелах и лютнях, всё хорошо! Они просто устали и отправились пообедать или прогуляться.

***

Иногда символика натюрмортов очень проста. Музыкальные инструменты и ноты на них означают... просто звук.

Ян ван ден Хеске, 1650 г., "Аллегория слуха".
Ян ван ден Хеске, 1650 г., "Аллегория слуха".
Ян ван ден Хеске, 1650 г., "Аллегория слуха".

Многие художники писали циклы картин на сюжет "пять чувств человека". Самый известный из них, пожалуй, цикл Яна Брейгеля Старшего (но у Брейгеля это не натюрморты).

На картине ван ден Хеске, кроме музыкального инструмента (больше всего он похож на ребек) изображены певчие птицы и бюст одной из муз. На бюсте нет имени, но есть изображение ещё одного музыкального инструмента (на подставке) — флейты Пана.

***

Ну а небрежный художник, который не обращает внимания на историю вещей, может собрать натюрморт, который будет выглядеть довольно странно с точки зрения музыковеда.

Кевин Бест из Австралии — наш современник, известный своими фотоработами. Он делает стилизации под старинные натюрморты.

Натюрморт с музыкой

Судя по угасшей свече, это должен быть натюрморт в духе Vanitas. Но на столе лежат

  • ребек, инструмент XIII века
  • виола да гамба, инструмент XVII века
  • блокфлейта
  • и фортепианные (!) ноты

Эти инструменты не могли играть в ансамбле, они принадлежат к разным эпохам. Как они оказались рядом?

Впрочем, будем честны: и старые мастера могли нарисовать музыкальный инструмент по памяти, так что получалось "что-нибудь струнное" или "что-нибудь клавишное"...

Ссылки:

На канале есть ещё одна статья о музыкальных символах в живописи: "Аллегории музыки".

___________________________

Даже мёртвого музыковеда радуют лайки и подписки. Спасибо!