Расшифрована ли шумерская музыка?

5 July 2018

Несколько лет назад появилась сенсационная новость: "Расшифрована древнейшая записанная мелодия".

Что же было расшифровано?

И было ли?

Табличка с гимном, лицевая сторона.
Табличка с гимном, лицевая сторона.
Та же табличка, оборотная сторона.
Та же табличка, оборотная сторона.

В 50-х годах XX века при раскопках древнего города Угарита археологи нашли странные таблички. Часть текста на них была словами песен, хотя точного и однозначного прочтения этих слов пока нет — есть только версии. Но другая часть текста (на приведённой табличке она отчёркнута двойной линией), по всей видимости, представляла собой указания для музыканта.

С тех пор эти указания не раз пытались понять. Исследователи искали закономерности и предлагали свои версии расшифровки.

В 1971 г. — Дэвид Уэлстон.

В 1974 г. — Анна Килмер.

В 1976 г. (и ещё раз — в 1982 г.) — Марсель Дюшан-Гильомен.

В 1977 г. — Ханс-Йохен Тиль.

В 1982 г. — Рауль Витале.

В 1993 г. — Мартин Личфилд Уэст.

В 1998 г. — Ричард Дамбрилл.

В 2000 г. — Тео Криспийн.

И это ещё не полный список!

Расшифровки различаются очень сильно. Одни из них многоголосные, другие — одноголосные. В одних есть только партия певческого голоса, в других — вступление или заключение для лиры. В сенсационные новости (почти четыре миллиона просмотров на Ютубе на момент написания этой статьи) попала одна из них. Майкл Леви, композитор-реконструктор, создал своё прочтение, основываясь на расшифровке Дамбрилла.

На самом деле исполнений гораздо больше. Но они не настолько обаятельны, как версия Леви, и не настолько легко слушаются.

Вот, скажем, исполнение версии Криспийна.

А это — прочтение от Мартина Уэста. И всё это — одна и та же пьеса, гимн богине Никкаль или, как его ещё называют, гимн №6.

Раз версии различаются настолько сильно и нет весомых аргументов в пользу какой-то одной из них... видимо, всё-таки есть большие проблемы с расшифровкой.

Почему?

Что записано на этих табличках и почему их так трудно прочитать?

***

За пятьдесят лет, прошедших с момента опубликования табличек, наука шагнула вперёд. Хурритский язык стал понятнее, и слова гимна Никкаль смогли разобрать. По всей видимости, этот гимн — молитва бесплодной женщины.

Для тех, кто приносит жертву,
Приготовь два хлеба в их чашах.
Я буду чествовать тебя, я у ног твоих...
О Никкаль, которая укрепляет!
Никкаль позволяет супругам иметь детей.
Она позволила им родиться для их отцов.

А что с музыкой?

Доисторическая музыкальная теория

Первые исследования табличек привели к поразительному выводу: у шумеров была семизвучная гамма и семь диатонических ладов. Это крайне странно! В Древней Греции, тысячу лет спустя, гамму мыслили четырёхзвучной, а до семи звуков она "доросла" гораздо позже. И в Древнем Шумере гамма была семизвучной?

Споры продолжались много лет.

Все эти годы археологи и лингвисты продолжали работу. Появлялись новые таблички, читались тексты с них. Сейчас известны названия струн для шумерской девятиструнной лиры, и названия музыкальных интервалов между ними.

Струны называются так:

Аккадский язык — Перевод

qud-mu-u[m — "передняя струна"

šá-mu-šu-um — "следующая струна"

šá-al-šu qa-a[t-nu — "третья" или "тонкая струна"

a-ba-nu-[ú — "четвёртая" или "малая струна". Ещё она называется "струна, сотворённая Эа" (Эа — шумерский бог мудрости, один из трёх величайших богов)

ĥa-am-[šu — "пятая струна"

ri-bi úĥ-ri-im — "четвёртая задняя струна"

šal-ši úĥ-ri-im — "третья задняя струна"

ši-ni úĥ-ri-im — "вторая задняя струна"

úĥ-ru-um — "задняя струна"

Передняя струна — ближайшая к морде зверя, украшавшей лиру.

Изображение шумерской лиры. Если лира мыслилась как тело животного, понятно, где у неё перед и зад.
Изображение шумерской лиры. Если лира мыслилась как тело животного, понятно, где у неё перед и зад.

Из перечисления струн видно, что в гамме не семь звуков, а пять, и они отсчитываются от краёв к центру. Пять — это всё равно больше греческих четырёх, но не настолько удивительно и неправдоподобно, как семь. Кроме того, есть предположение, что это уже не первый этап развития музыкальной системы; пять звуков сложены из двух троек, так же, как девять звуков — из двух пятёрок.

А вот представление о ряде струн как о двусторонне-симметричном на самом деле ещё поразительней. Ведь это восточноафриканское расположение звуков, как у калимбы и коры! Учитывая, что человек разумный возник именно в Восточной Африке, а музыка неотделима от разумности... Что, если подобное расположение звуков — не региональная специфика Африки, а реликт, музыкальное "живое ископаемое"?

Кстати, в Древней Греции струны лиры тоже имели свои собственные имена: лихана, гипата, меса, трита, нета. Много позже имена "отделились" от струн и стали названиями ступеней лада, и ещё позже их заменили названиями нот.

Музыкальные интервалы в Шумере назывались так: nīš tuĥri, išartu, embūbu, nīd qabli, qablītu... и так далее. Поскольку нот как таковых ещё не было, а были только названия струн, то и интервал в Шумере — это расстояние между звуками струн, а не между нотами. Как перевести эти названия в понятные нам октавы, секунды и терции — в точности неизвестно. Об этом учёные спорили и предлагали различные расшифровки. Например, qablītu переводится как "не чистый", то есть это какой-то диссонирующий интервал. Но диссонирующих интервалов много...

Кроме того, шумерская музыкальная теория знала лады.

Лад — сложное музыкальное понятие. Лад получается там, где есть определённый ряд звуков и определённые роли, которые выполняют эти звуки. Так, тональность — это разновидность лада, в которой есть роли тоники, субдоминанты и доминанты. Тональность до-мажор — это звуки до-ре-ми-фа-соль-ля-си, где есть роли тоники для до... и так далее.

Про роли звуков в шумерской системе мы пока ничего не знаем. Хотя вспомним, что среди струн выделяется одна, "сотворённая Эа", а не просто задняя или передняя. Наверняка звук этой струны играл особую роль... Звуковой состав ладов известен. Например, был лад išartum, звуки которого совпадали со звуками мажора (но это не делало лад ишартум мажором! потому что тоники с доминантой в нём, конечно, не было).

Исследования продолжаются.

В 2006 г. появилась глиняная табличка под кодом CBS 1766. На ней было странное и нетипичное изображение — семиконечная звезда, а рядом — названия струн.

Вавилонский кварто-квинтовый круг.
Вавилонский кварто-квинтовый круг.

По предположениям учёных, эта звезда — нечто вроде прототипа современного кварто-квинтового круга тональностей. Она поясняет, как менять звуки струн, чтобы один лад превращался в другой.

Проблемы расшифровки

И всё же, если известно так много, почему нет одной общепринятой расшифровки шумерских нот?

...Представьте, что вы пытаетесь восстановить песню по гитарным аккордам. Вы знаете, как настроена гитара и что такое Am и Dm. Но саму песню вы никогда не слышали. У вас нет ни мелодии, ни ритма. Есть только предположения о том, что аккорды как-то связаны с мелодией. Но как? Вариантов мелодии может быть множество. Указаний на ритм нет, либо они ещё не найдены или не расшифрованы. Отсюда и такое количество реконструкций.

Есть ли шанс, что новые археологические открытия дадут ключ к пониманию?

Вероятно, есть. Находка шумерской "музыкальной звезды" в особенности вселяет надежду. Кроме того, есть предположения, что в Древнем Египте уже пытались записывать ритмический рисунок; может быть, пытались и в Шумере.

А пока — забавно, но копию таблички с указаниями по настройке шумерской лиры продают на Ебее.

Ссылки:

Актуальная статья Р.Дамбрилла.

Самое подробное описание всех расшифровок с примерами.

Сайт Майкла Леви.

___________________________

Даже мёртвого музыковеда радуют лайки и подписки. Спасибо!