Самые главные марши

8 November 2018

Самые главные марши в нашей культуре, как ни странно, совсем не военные.

Эти мелодии вошли в жизнь настолько, что фактически перестали быть музыкой! Никому не придёт в голову послушать их просто так, для удовольствия. Это звуковые символы, которые сопровождают важнейшие для нас обряды.

Вы уже догадались?

Да, это Марш Мендельсона и Марш Шопена.

А ведь когда-то и тот, и другой были обычными музыкальными произведениями. Вспомним, когда это было... и как вообще появились эти пьесы.

Квартет "Примавера" на чьей-то свадьбе. Несомненно, звучит Марш Мендельсона.
Квартет "Примавера" на чьей-то свадьбе. Несомненно, звучит Марш Мендельсона.

Свадебный Марш

Причиной всему — Шекспир.

А именно — одна из знаменитых комедий Шекспира, "Сон в летнюю ночь". Не счесть постановок и трактовок этой пьесы. Многие из них сопровождались музыкой, но с Мендельсоном не может сравниться никто.

(Отметим, что по мотивам "Сна" писали оперы Пёрселл и — много позже — Бенджамин Бриттен).

А Феликс Мендельсон начал с того, что написал Увертюру к "Сну", то есть как бы вступление к несуществующей опере. Саму оперу он писать не собирался. В то время это уже стало делом обычным — писать увертюры отдельно от опер и спектаклей. Композиторов привлекала возможность обрисовать в увертюре литературный сюжет, использовав для этого только музыку — без театрального действа, пения или танца.

Но Увертюра Мендельсона стала настолько популярной, что сам король Фридрих Вильгельм IV распорядился сочинить побольше такой музыки.

Оперу, впрочем, Мендельсон всё равно писать не стал. Он написал музыку для спектакля — ещё десять отдельных пьес. Одной из этих пьес и был Свадебный Марш.

Его начали исполнять на реальных свадьбах в середине XIX века. В 1858 г. Марш прозвучал во время венчания старшей дочери королевы Виктории — и с тех пор уже ничто не могло поколебать его положения.

Свадебный хор

Кстати, за рубежом с Маршем Мендельсона соперничает другая классическая композиция — свадебный хор из оперы Вагнера "Лоэнгрин".

Марш Шопена

Чаще всего Траурный марш звучит в исполнении духового оркестра. Но написан он был для фортепиано. Он даже не самостоятельное произведение — это часть сонаты.

Вторая соната Шопена си-минор состоит из четырёх частей (это не очень характерно для сонаты, сонаты обычно трёхчастны, а четырёхчастны — симфонии). Марш — её третья часть.

Шествие развёртывается, исполинское и чёрное, длинные вереницы людей с поникшими головами… И вдруг чёрная пелена разрывается. Луч солнца падает сквозь тучи. Что-то зажигается в чёрных глубинах сердца, во что-то ещё верится, какое-то умиление сжимает горло, и почти сладкие слёзы выступают на глазах. Кто-то поёт грустно и просто — она ничего не обещает, она таинственна, эта песня, но она утешает почему-то. Однако клубящиеся громады чёрных туч вновь скрывают беглый луч солнца. И опять, надрываясь, звучит сумрачная и похоронная музыка…
Луначарский о Марше

И соната, и симфония — это устоявшиеся музыкальные формы, которые писались по определённым законам. В эпоху расцвета классической музыки слушатели эти законы очень хорошо знали и распознавали на слух так же легко, как мы распознаём в песнях куплет и припев.

Поэтому когда композитор нарушал законы музыкальных форм, это тоже не проходило незамеченным и производило на слушателей впечатление.

Написать сонату в четырёхчастной форме симфонии — это необычно. Но четвёртой части симфонии полагается быть довольно шумным, утвердительным, мощно звучащим финалом. Четвёртая часть Сонаты Шопена — та, что идёт после Траурного марша — совсем не такая.

Она короткая — около минуты, в ней нет мелодической темы, и звучит она очень тревожно, напрочь лишённая уверенности, "положенной" финалу. Антон Рубинштейн писал, что это как "ночное веяние ветра над гробами на кладбище".

Что же ещё могло идти после Траурного марша, ставшего вскоре обрядовым?

***

Первая часть сонаты.

Вторая часть.

Третья часть ("Траурный марш").

Финал.

___________________________

Даже мёртвого музыковеда радуют лайки и подписки. Спасибо!