Бомарзо: роща монстров

Кричащее лицо Бомарзо - это, пожалуй, самая известная икона. (Авторское право Silvanoaudisio | Dreamstime.com)

Антонио пробрался сквозь кусты. Он не испугался - подумал про себя.Ему было уже десять.Почти взрослый человек. Другие мальчики просто пытались напугать его своими историями о монстрах, скрытых в этих лесах. Здесь ничего не было. Он должен был признать, что место было жутким. Казалось, что это был сад в прошлые времена, но никто не заботился о нем в течение десятилетий, может быть, даже столетий. Тем не менее, нечего было бояться. Это было 1905 год. Италия двадцатого века. Никто больше не верил в монстров.
Внезапно Антонио оказался перед огромной фигурой. Сначала он думал, что это скала, но линии были слишком регулярными. Он немного отступил, а потом увидел.Глаз смотрел на него. Внезапно он понял, что он смотрит на лицо огромного дракона, его челюсти открыты и готовы его поглотить. Антонио повернулся и побежал, бежал и бежал. Он прибыл из рощи менее чем за минуту, чтобы никогда туда больше не возвращаться.

Сады бывают разных сортов. Некоторые из них минималисичны, как знаменитый сад Дзэн в храме Рёан-дзи в Кайото, Япония. Сад состоит только из области песка с камнями, акцентированного 15 нерегулярными породами различного размера.

У других есть фантастически замысловатые проекты, такие как французские формальные сады во Дворце Версаля. Они содержат несколько квадратных километров потрясающих клумб, террас, фонтанов, каналов, топиариев и скульптур.


Возможно, самый странный сад расположен недалеко от маленькой деревни Бомарзо, в Италии. Он содержит некоторые из самых ужасных скульптур, которые можно себе представить. Огромный слон несет затоптанного солдата, гигантские слезы отделяют его врага, дракон сражается с добычей, а колоссальный рот открывается, чтобы проглотить посетителей. Кто бы сделал такое странное место и почему?

Дракон в бою со львами и собаками.(Авторское право Silvanoaudisio | Dreamstime.com)

Меланхолический герцог

История начинается с молодого дворянина по имени Герцог Пьерфранческо «Вичино» Орсини. Орсини родился в 1516 году и женился на дворянке по имени Гилия Фарнезе в 1544 году. Он работал военным офицером и дипломатом до 1553 года, когда был схвачен в том же сражении, в результате которого погиб его лучший друг. Его держали за выкуп в течение трех лет, а затем, вскоре после его освобождения, умерла его любимая жена. Подавленный Орсини отступил к своей семье в районе Бомарзо, где начал планировать свой странный, меланхолический сад.

То, что известно о саде, - это в основном то, что нашли историки, посетив его. Орсини не оставил никаких записей, рассказывающих о своих намерениях в создании своеобразной рощи, заполненной мрачной скульптурой. К счастью, Орсини разместил надписи над многими объектами, дав нам ключ к тому, что он думал. Войдя в то, что Орсини назвал своим боско-сакро («Священная роща»), посетителей приветствуют сообщение:

TU CH'ENTRI QUI CON MENTE PARTE PARTE ET DIMMI POI SE TANTE MARAVIGLIE SIEN FATTE PER INGANNO O PUR PER ARTE.

Это напутствие для посетителей переводится как «вы, входящие в это место, наблюдайте за ним по частям и рассказывайте мне, было ли так много чудес создано для обмана или чисто для искусства».

Роща была выложена на холме а статуи вырезаны из естественных, вулканических, скальных выступов. По этой причине кажется, что все не упорядочено. Это, однако, могло также быть частью плана Орсини. Без логического макета, как говорит одна из надписей, возможно, это был его способ «просто освободить сердце».

«Маска безумия». (Авторское право Silvanoaudisio | Dreamstime.com)

В саду более двух десятков крупных произведений огромного искусства, включая дракона, сражающегося со львами и волками, множество фигур, изображающих римско-греческих богов, и дом, специально предназначенный для того, чтобы посетители вышли из равновесия. Этот стиль упоминается как маньерист, популярный в конце 14 века, в котором художники стремились не угодить зрителям, а удивлять их, используя фигуры с удлиненными формами в преувеличенных и внебалансовых позах. Считается, что художником, создавшим скульптуры, является Пирро Лигорио, известным архитектором того времени.

Слоны, гиганты и драконы

Один из самых больших и ярких произведений искусства - «Военный слон». У этого огромного существа есть замок на спине и бессознательный римский солдат в его сундуке. В то время как слоны, несущие замки, были популярным символом в средневековом и ренессансном искусстве, эта конкретная задумка могла бы быть ссылкой на вторжение Италии Ганнибалом в 218 году до нашей эры. Если это так, единственное использование Ганнибалом слонов в этой войне, чтобы нанести удар в противоборствующую армию, навсегда застыло в камне в Бомарзо. Другие эксперты, однако, настаивают на том, что слон является ссылкой на историю Элеазара в Книге Маккавеев. Элеазер убивает слона короля, но, в свою очередь, его убивают, когда он оказывается раздавлен зверем.

Еще одна загадочная работа в Bomarzo - это то, что кажется головой морского монстра со сферой, сбалансированной на вершине черепа. Сама сфера покрыта замком. В официальном путеводителе по Бомарзо упоминается это как Протей и / или Глакус, которые были ранними морскими богами. Другие ученые называют это «маской безумия». Как и большинство произведений искусства в священной роще, точное значение было потеряно.

Возможно, самое страшное изображение в священной роще и изображение, наиболее связанное с садом, - это ужасное бесчеловечное лицо, высеченное в скале склона. Рот, широко раскрытый криком, достаточно велик, чтобы пройти. Некоторые ученые идентифицируют существо как орка, готового проглотить неосторожных детей. Другие считают, что Орсини означал, что это адский ад. Возможно, это и то, и другое. В любом случае Орсини сохранил хотя бы некоторый юмор в изображении существа: в голове есть достаточно места для посетителей, чтобы ужинать на пикнике, сидя за столом, образованным языком фигуры.

Орсини умер в 1584 году, после чего в сад больше ничего не добавили. К XIX веку священная роща затерялась и заросла. Начали появляться истории, популярные среди жителей городов о монстрах в лесах, и многие жители деревни были настолько напуганы, что не отправлялись в окрестности. В конце концов это место было названо «Роща монстров».

Военный слон. (Авторское право Silvanoaudisio | Dreamstime.com)

Посетители 20-го века

В 1938 году испанский сюрреалист Сальвадор Дали посетил рощу. Пробираясь сквозь клубок сорняков, он был поражен фигурами. Он снял короткометражный фильм в парке, а позже фигуры должны были вдохновить его в 1946 году на картину «Искушение святого Антония» . Другие художники вскоре повторили пристрастия Дали.

Поэт Андре Пейр де Мандигес написал очерк о саде. В 1962 году аргентинский писатель Мануэль Муджика Лайнес написал роман под названием « Бомарзо» , основанный на жизни Орсини.

Только в 1950-х годах, когда парк был куплен Джованни Беттини, началось некоторое восстановление. Расположенный в 60 милях к северу от Рима, он теперь открыт для публики и привлекает художников и любителей искусства со всего мира.

Самолечение?

Почему Орсини построил странный сад? Есть несколько теорий, которые придумали историки. Одна из возможностей заключается в том, что он хотел создать контраст с симметрией садов Ренессанса своего друга Кристофоро Мадруццо. Орсини знал, что не может позволить себе соревноваться с Мадруццо по размеру или великолепию сада, поэтому вместо этого он попытался создать место, которое потрясло бы и поразило бы его посетителей.

Другая теория, предложенная автором Кристофером Макинтошем, заключается в том, что создание этого меланхолического сада было одной из форм самолечения для Орсини, чтобы избавить его от депрессии после потери его жены. Макинтош сравнивает его с человеком, который подавлен, и считает, что чтение мрачной поэзии создает контр-реакцию, которая подбадривает его.

Это работало для Орсини? На это можно только надеяться. Последний предмет, добавленный в сад, не был гигантским монстром, а маленьким храмом. Он был построен через двадцать лет после остальной части сада и был посвящен второй жене Орсини. Возможно, в этом окончательном творении мы видим некоторый признак того, что герцог нашел покой от монстров, которые, казалось, преследовали его душу.

Каменные гиганты сражаются. (Авторское право Silvanoaudisio | Dreamstime.com)