Относиться можно как угодно.....

02.05.2018

Относиться можно как угодно к массовому кино: с восторгом, с пренебрежением, скептически, с юмором и даже с ненавистью. Можно любить и не любить блокбастеры. Но было время отличных популярных картин. Режиссёры и сценаристы вытачивали, шлифовали, лакировали эти картины. В них (масштабных и помпезных) незаметно для зрителя, почти безболезненно, поднимали важные темы. В этом смысле хорошим примером будет “Титаник”. Помимо истории главного героя, создатели рассказывают и о судьбах второстепенных персонажей, которые удивительным образом, временами, вытаскивают фильм из рамок стандартной мелодрамы. Самой яркой, наверное, представляется история матери и её двоих детей. Несколько сцен: садятся на корабль, пытаются добраться до шлюпок и каюта всё по сути. Но показана целая жизнь одной семьи с надеждами, борьбой и гибелью.
Особенно примечательна последняя сцена в каюте, где мать пытается усыпить детей. Что она им рассказывает? Сначала может показаться, что обыкновенную сказку, создающую фон, заглушающую воду. А на самом деле это ирландская легенда о волшебной стране Тир на Ног, стране вечной юности. И таким образом на “непотопляемом корабле Титаник”, медленно погружающимся на дно Атлантического океана, мать рассказывает детям легенду о земле, где царит красота и нет смерти.
Настоящие трагедии, говорят, не пишут со времён древних греков: ни Шекспир их уже не писал, ни Марло, ни французы. Но трагедии до сих пор случаются в человеческой жизни. “Маленькая история”: художественно придуманная, однако отвечающая реальной катастрофе окупает основную сентиментальную канву повествования. Рок через три сцены. Такое надо уметь написать и уметь снимать, чтобы зритель считал контекст, считал неизбежность, любовь Богов к иронии и нелюбовь к вызовам смертных. “Титаник” нельзя (в общем) назвать гениальной картиной: понятная история любви, понятный выбор главного героя, слишком понятный злодей и чаще наивные диалоги. Но даже одна такая история заставляет считаться с ним.