Опять двойка?

Одна из самых распространённых школьных проблем - неуспеваемость. И не всегда она является прямым отражением знаний ребенка. По мнению психологов, неуспеваемость может быть как причиной, так и следствием семейных конфликтов. Одна из первых причин неуспеваемости - стрессовые ситуации в школе и дома, негативное отношение к трудностям. Бывает и так, что родители ждут от ребёнка большего, чем он в состоянии достигнуть, или сами боятся проблем, закрывают на них глаза. В любом случае, ситуация в семье почти всегда влияет на появление школьных трудностей. Что же делать родителям, которые столкнулись с проблемой "опять двойка"?

Спокойствие, только спокойствие

Никакую проблему во взаимоотношениях с ребёнком родители не смогут решить успешно, если внутренне они неспокойно, не могут справиться с раздражением, злостью, нетерпением. Поэтому, во-первых, нужно научиться успокаиваться, не демонстрировать свое недовольство, неприятие. Очень важно научиться контролировать не только свои слова, но и интонацию, мимику, взгляд, жесты. Один неодобрительный взгляд порой может сказать больше слов. Во-вторых, не стоит из двойки делать проблему мирового масштаба. Часто родители драматизируют школьные неудачи своих детей, упрекают и ругают или, наоборот, демонстрируют свою огорчение. И поэтому такие дети будут бояться сделать ошибку: что скажет дома мама; появятся чувство неуверенности в своих силах, тревожность, страх неудачи. Неадекватная реакция родителя на отметку передаётся и ребёнку, он может начать придавать оценкам слишком большое значение.

Островок безопасности

Что же делать? Как помочь неуспевающему ребёнку? Вывод прост и общеизвестен: нужно дать ему возможность поверить в себя, поднять его самоуважение, раскрепостить. Дом для ребёнка - это "островок безопасности", где малыш может получить необходимую помощь и поддержку. Поэтому не стоит ругать ребенка за плохие оценки: двойное давление в школе и дома лишь усугубит проблему. Научитесь любить и ценить не успехи и достижения ребенка, а самого ребенка вне зависимости от его успехов. Если ребёнок будет чувствовать себя любимым, несмотря на оценки, он не будет бояться совершать ошибки и, значит, скорей чему-то научится.

Поверь в себя

Интересны результаты эксперимента, когда учителям средней школы объявили сфальсифицированные результаты исследования способностей учеников одного из классов. Среди тех, кого психологи назвали самыми умными, было больше половины детей с невысокими результатами по тестам. А через год те дети, которым искусственно создали репутацию умных, действительно стали лучше учиться, стали лучшими учениками в классе. Так произошло, потому что всего лишь изменилось отношение к ним со стороны учителей. Их перестали давить оценками, дали "расправить крылья". Они поверили в себя и "полетели".

Хронический двоечник

Хронический двоечник - такой ученик есть практически в каждом классе. И очень часто речь вовсе не идет о недостатке ума. При одинаковых способностях и трудолюбии одни получают пятёрку при отсутствии, а другие двойку при наличии... чувства страха оценки. Хронический двоечник с тревогой ожидает вызовов к доске, экзаменов. При малейшем волнении у него появляются провалы в памяти. Огромное внутреннее напряжение, боязнь сбиться, страх провала. Вопрос - ответ невпопад. Ещё вопрос - опять о чём-то своём. Не успевает перестроиться. "Подождите, я сейчас вспомню!" - и не вспоминает. Однажды полученная двойка может подорвать веру в себя. И тогда это уже тяжёлая, хроническая болезнь. Подавленность, угнетенность, неверие в свои силы нарастают. Он хочет хорошей оценки и страшно боится плохой. После каждой очередной неудачи возрастает вероятность следующей. Ситуация ещё более усугубляется. Искажается восприятие личности учителя, ему приписываются всевозможные недостатки. Обычные требования воспринимаются как давление, оскорбление, придирки. Неосознанно падает самоуважение, но признать это нельзя. Значит, нужно как-то защитить себя. Так возникают обиды, раздраженное недовольство, уход в себя - появляется хронический неудачник.