Роль учителя на пути

Эта статья для тех, кто верит, что жизнь – это такая «общеобразовательная школа». И коль мы тут учимся, у нас, соответственно должен быть учитель. А для чего он нам нужен? Какова роль учителя в школе жизни? Нужен ли нам на самом деле живой учитель? И вот здесь мы сталкиваемся с разнообразными иллюзиями. Понятно, что роль учителя – учить. Он должен давать уроки, соответствующие нашему этапу на пути, подсказывать, принимать «экзамены» и направлять. И здесь многое сводится к тому, что мы сами понимаем под «уроками» и «экзаменами» в школе жизни. Из этого и растут наши основные заблуждения о том, какой учитель нам нужен.
Эта статья для тех, кто верит, что жизнь – это такая «общеобразовательная школа». И коль мы тут учимся, у нас, соответственно должен быть учитель. А для чего он нам нужен? Какова роль учителя в школе жизни? Нужен ли нам на самом деле живой учитель? И вот здесь мы сталкиваемся с разнообразными иллюзиями. Понятно, что роль учителя – учить. Он должен давать уроки, соответствующие нашему этапу на пути, подсказывать, принимать «экзамены» и направлять. И здесь многое сводится к тому, что мы сами понимаем под «уроками» и «экзаменами» в школе жизни. Из этого и растут наши основные заблуждения о том, какой учитель нам нужен.

Учитель в роли сказочного волшебника

Многие люди, начитавшись духовно-эзотерической литературы, сильно романтизируют путь, и начинают грезить о всемогущем учителе, который «почистит» карму, научит своим волшебным «фокусам», и поможет им самим стать такими же (или даже еще «круче») «волшебниками». В этом отношении на самом деле хочется не столько учителя, сколько именно «крутизны», власти и ощущения причастности к какому-нибудь тайному элитарному сообществу избранных «сверх–человечков». Очевидно, все это – игра эго и самообман. Подобного рода поощрение нашего чувства собственной важности, как правило, не входит в реальную «программу обучения» в школе жизни. Откуда мы вообще можем знать, чему нас должен учить учитель? Нам ли это решать?

Из этого вытекает самоочевидный вопрос: какие «предметы» входят в нашу индивидуальную программу обучения? Возможно, среди этих предметов: одиночество, отчаяние, старость, ущербность, ничтожность, любовь, трезвость, мудрость, доброта и др. Этот список может вызвать справедливые опасения. Возможно, здесь не хватает таких предметов как: слава, успех, благополучие и наслаждение? Никто и не припомнит, чтобы при «поступлении» выбирал факультет с такой программой.

Отсюда вытекает еще один интересный вопрос: кто, или что выбирает «программу» нашего обучения? Мы же не можем выбрать эту программу за нашего учителя? Иначе, зачем он нам нужен? Ум, с которым мы отождествлены, постоянно колеблется, сомневается, меняется, трансформируется. Как сориентироваться в таких неустойчивых условиях? Можно ли полагаться на свой маленький человеческий ум в таких важных вопросах? Уму только и остается, как принимать последствия глубинного «выбора» нашей сущности, и мечтать об «учителе», который поможет решить все проблемы. О том, как за счет учеников все свои проблемы решают современные учителя, я здесь вообще говорить не стану. Это — отдельная большая тема, к которой я еще возможно вернусь (вернулся: читайте статью «Лжеучителя»).

Учитель в роли отца

Чему конкретно должен учить учитель? В «школе жизни» очевидно, лучше самой жизни нас здесь никто не научит. Но мы хотим учителя в теле, чтобы принимать его по-человечески «понятные» нам уроки. Но жизнь как учитель – это даже больше, чем учитель в лице конкретного человека. И возможно, все дело в том, что жизнь вообще – это гораздо больше, чем мы способны принять. Уроки жизни бывает нелегко понять. И тогда жизнь порой действительно выбирает подходящее воплощение себя в теле «учителя», который говорит с нами на нашем языке понятными нам словами. При каких условиях это осуществимо?

Как говорится, учитель приходит, когда ученик готов. То есть, по идее учитель должен сам выбирать ученика, исходя из своего глубинного понимания ситуации, или же на ученика ему «указывает сила». Но в наше время с учителями, как на рынке. В наше время существует множество разных «школ», где искатели сами выбирают своего персонального Гуру, который придется «по душе». Мы сами выбираем чему верить, в чем разочаровываться, чему учиться и т.п.

Получается, мы лучше самих учителей знаем, чему и у кого нам учиться? Да и потом, уместны ли в таких вопросах рыночные отношения? В большинстве случаев, вариант с учителем от «школы» – это лишь очередное предложение на рынке товаров и услуг. Есть спрос – есть и предложение. А вариант с «настоящим» учителем в теле наподобие Дона Хуана — большая редкость, на которую, рассчитывать не приходится.

Чего мы ожидаем от учителя? Иногда – это просто компенсация собственной беспомощности, несостоятельности и подмена роли нашего отца. В роли учителя в таком случае мы ожидаем увидеть мудрого сильного всезнающего покровителя, на которого можно свалить всю ответственность за свою жизнь. То есть часто в поисках учителя человек просто жаждет избавить себя от груза забот, выбора, сомнений и облегчить свою жизнь «на халяву». Тема подобных иллюзий на progressman.ru – одна из главных.

А без такого учителя в роли всесильного отца мы вынуждены «пахать» и взрослеть самостоятельно. Взросление вообще связано с определенного рода самостоятельностью. Судя по всему, самостоятельность – один из самых важных уроков, который мы получаем в человеческом теле. И рядом с «живым» учителем урок самостоятельности зачастую усвоить даже сложней, нежели самостоятельно, то бишь – без персонального костыля учителя.

Вот и получается, что почти каждому остается вариант учителя, в роли которого выступает сама жизнь. Она учит через людей, через ситуации, состояния, события, через все, что с нами происходит. Просто учит она не тому, чего хочется нашему эго. Жизнь учит нас не красивым мистическим фокусам, которые бы нас потешили, а учит она именно тому, чему мы и должны учиться. Даже если эти уроки сводятся к нудным длительным серым будням, в которых мы не горим словно звезды в ночном небосводе, а живем простой тихой жизнью.

Учитель в роли «козла отпущения»

Обучаясь продвинутым навыкам, мы, к сожалению, чаще всего хотим просто потешить свое самолюбие, при этом, выбирая путь наименьшего сопротивления, которому временами всеми силами сопротивляемся. Нам хочется сверх-способностей, просветления, теплого места у «престола» самого Бога, а получаем мы «серые» будни. Нам просто очень трудно понять, что эта «серенькая» жизнь, которая с нами периодически случается – и есть тот необходимый важный урок, который нам следует пройти. И если бы этому уроку нас учил живой человек, на него с высокой горки нашего самолюбивого непонимания, покатились бы огромные бочки. «Чему ты тут учишь? Мы хотим радужных фейерверков! Мы хотим стать великими магами, святыми и просветленными, возвысившись над бренной массой простых смертных!» Мы просто не готовы принимать уроки жизни от живого человека. Наш учитель не имеет личности, чтобы у нас не было возможности свалить на него все свои проблемы. Да и вообще, катить бочку на учителя – дело неблагодарное.

Жизнь в роли учителя ставит перед нами различные задачи, и открывает пути их решения. «Невыполнимые» задания нас учат наиболее эффективно. Именно такие, на первый взгляд «нерешаемые» задачи побуждают нас расти над собой, чтобы мы обретали новые качества, благодаря которым невыполнимое становится сбыточным. Само ощущение «тупика» – важный урок, проживая который мы взрослеем. Простой и очевидный факт заключается в том, что уроки учат. Просто мы не всегда способы разглядеть урок жизни за очередной «проблемой». Будь это урок учителя в теле, нам было бы на кого вывалить все наше негодование по поводу уровня сложности, на котором мы играем в игру под названием «жизнь». И в таком случае, нам было бы куда проще послать такого учителя на три буквы, и жить припеваючи, забыв о всех «проблемах».

А вот от обезличенного учителя в лице самой жизни нам так просто не отделаться. Кого и куда мы в таком случае будем посылать? Наше тело – один из самых сильных наших учителей. Другие важные учителя: наши родители, страна, работа, друзья и близкие, люди на улицах и в общественном транспорте, все-все, что мы видим, слышим, чувствуем и пониманием.

© Игорь Саторин