Что из советского кино не хочется забирать в наше время?

07.05.2018

1960 – светлое время в истории нашей страны. Позади кровопролитная Великая Отечественная и тяжелые годы восстановления, голод, неустроенность и сталинская диктатура. В стране – оттепель, романтика мирного труда, прогресса и науки, освоение космоса и целины. Все это отразилось в советском кино, дав целые созвездия прекрасных фильмов. Они до сих пор любимы многими из нас – за незабываемые образы героев, которых хочется видеть в жизни и которым хочется подражать, за здоровые моральные установки и реалистичные сюжеты, за то, что киношники не «отмывали бюджеты», а работали на совесть…

И все же есть некоторые моменты в фильмах той эпохи, которые при всей ностальгии по прошлому хочется в этом самом прошлом и оставить. Они отражают ошибочные, а порой и вредные убеждения и установки, прячущиеся за достоинствами кинолент. При этом не будем касаться политических вопросов типа борьбы с предпринимательством, спекуляцией, религией, народа – возьмем обыденные явления, которые могут встречаться в любую эпоху независимо от государственного строя.

1. «Девять дней одного года» (1962 год, режиссер Михаил Ромм).

История о молодых физиках-ядерщиках. В одной из главных ролей – Алексей Баталов. Невероятное обаяние актера заставляет проникнуться симпатией и к его персонажу, Дмитрию Гусеву, который сознательно идет на смертельные эксперименты ради научных исследований. Казалось бы, героизм. Но если подумать о происходящем рационально, то пример этот вреден не только с гуманистических, но даже с экономических позиций. Стремясь выиграть в графике исследований месяц-другой, физик на десятилетия приближает свою кончину. А значит, оставляет с носом государство, которое на его образование и подготовку потратило не одну тысячу советских рублей и годы драгоценного времени его учителей. Я уже не говорю о его жене, которую Гусев держит в неведении относительно своей недолгой судьбы и соответственно не позволяет ей планировать собственную жизнь.

Этот фильм – пример «госзаказа» на пропаганду самоотверженного труда, но в данном случае авторы, похоже, промахнулись: поведение персонажа гораздо ближе к суицидальному эгоизму, чем к героизму. Социалистической идеологии оно по факту тоже не очень-то соответствует, ведь забота о здоровье трудящихся провозглашалась важной задачей государства. Профсоюзные путевки, санатории и профилактории были при Советах обычным делом даже в самые сложные периоды истории. В воспоминаниях про вождя пролетариата В.И. Ленина есть подтверждения тому, что он беспокоился о том, чтобы соратники вовремя отдыхали. «Вы плохо обращаетесь с государственным имуществом», - шутил Владимир Ильич, обращаясь к трудоголику Цюрупе, имея в виду его здоровье.

Романтизируемая тяга к самоуничтожению, которое нанесет ущерб общему делу, - это не то, что хочется взять в настоящее из старых фильмов.

2. «Высота».

Этот фильм режиссера Александра Зархи снят в 1957 году. А дух в нем – светлый, шестидесятнический. История морального взросления девушки-сироты, в жизненных приоритетах которой развлечения начинают уступать место знаниям, мастерству, труду, и все благодаря любви и дружбе. Безупречно снятый фильм, в котором смущает лишь одно – история подлеца Дерябина. Помните, как этот начальничек в ненастье рисковал жизнями рабочих ради того, чтобы уложиться в график, а потом пытался свалить эту вину на других? Чем же он поплатился за свое негодяйство? Ах, от него ушла жена и – о горе! – не подали руку на прощание, когда он получил повышение. Повышение - непыльную работу в тресте, в крупном городе, хорошую зарплату, а с ними и возможность продолжать подличать, лезть по голосам на собственную «высоту». Вот наказан так наказан! В фильме - ни намека на то, что коллектив собирается вывести бывшего начальника на чистую воду: честные трудяги облегченно вздыхают, когда мерзавец уезжает от них подальше… Им даже в голову не приходит, что он продолжит руководить не только ими, и многими другими подобными им.

Снисходительность к подлости, недальновидность, неумение мыслить глобально – в этом брать пример с героев прошлого совсем не хочется.

3. «Дорогой мой человек».

Опять фильм с Баталовым, но так уж повелось, режиссеры неизменно видели именно этого актера в ролях очень положительных, но нелидерствующих героев. Самое главное для его персонажа – жить в гармонии с собственной совестью. Между мученичеством в советской версии и компромиссом с любимым человеком он выбирает, конечно, подвиг. В ситуации, когда можно воссоединиться с любовью всей жизни, ему представляется проще отстраниться и мучиться дальше. Когда его «прибирает к рукам» хваткая и расчетливая бабенка, он также предпочитает плыть по течению, чтобы все сделали за него. Если это не саморазрушение, тогда что? Лень?

Фильм снят в 1958 году режиссером Иосифом Хейфицем. Вообще-то в то время довольно популярной стала идея о том, что хороший человек не должен бороться за первенство, стремиться к успеху, к личному счастью. Яркий пример – песня о друге из фильма «Путь к причалу» 1962 года: «Hу, а случится, что он влюблен, а я на его пути, уйду с дороги, таков закон: третий должен уйти!». Так и хочется спросить: а почему, собственно, уйти? Потому что ты хороший? А с чего тогда девушка должна остаться с плохим?

В общем, пусть отстраненность и пассивность в личной жизни остаются в искусстве прошлого. Продолжению рода и обретению счастья это не способствует.

4. «Доживем до понедельника».

Фильм 1968 года режиссера Станислава Ростоцкого с Вячеславом Тихоновым в роли школьного учителя истории Мельникова. Главный герой показан как положительный. Мельников умен, образован, он талантливый педагог и настоящий профессионал. Но при этом у него (как и положено советским «печориным» того времени) неудавшая личная жизнь и не слишком-то приятный характер, от которого страдают окружающие. Он при всех делает выволочку молодой учительнице, допускающей речевую ошибку, отталкивает коллегу-ровесницу, пытающуюся с ним сблизиться, поливает презрением бывшего ученика, стремящегося к успеху в службе и личной жизни, холоден с матерью, с которой, кстати, живет в одной квартире и которая заботится о его быте. При этом у Мельникова достаточно интеллекта, чтобы понимать, как он обижает всех этих людей. Но ни сожаления, ни раскаяния это у него не вызывает – сочувствует и жалеет он, по сути, только себя.

Утонченная интеллектуальность вкупе с эгоизмом и саморазрушением – смесь, может, и не гремучая, но весьма опасная для женщин того распространенного в России типажа, для которого «любить» значит «жалеть». Такой предмет воздыхания сам тонет и других за собой тянет.

5. «Дети Дон-Кихота».

Добрый, «теплый» фильм, снятый Евгением Кареловым в 1965 году. Персонаж Анатолия Папанова – главврач роддома Бондаренко, глава большой семьи. Этот герой гармоничен и при всей своей мягкости имеет большую внутреннюю силу и тягу к жизни, которой заражает всех окружающих. Именно поэтому вызывает симпатию, уважение, восхищение – безо всяких отговорок. Единственное, что в этом фильме вызывает отторжение у представителя нашей эпохи – его врачебная рекомендация новоиспеченной матери относительно обращения с ребенком: - «Кормить строго по часам и как можно меньше держать на руках!». Понятно, что таковы были установки советской медицины того времени и это был самый легкий путь приучения младенца к скорейшему помещению в ясли, – но материнскому уху слышать подобные фразы просто невыносимо.

Современная педиатрия советует прямо противоположное: держать на руках столько, сколько необходимо ребенку, и кормить по требованию. Ведь малыш лучше чувствует потребности организма, да и сама внимательная мамочка нередко разбирается в самочувствии чада лучше врачей. Так что вместо ошибочных научных рекомендаций, вместо ненужной и бессмысленной в младенческом возрасте дисциплины пусть детей окружают забота и внимание!

P.s.: здесь можно прочитать мою версию о семейной интриге, скрытой в мультфильме "Тайна третьей планеты", здесь - рецензию на новый полнометражный мультфильм "Смешарики. Дежавю", а здесь - рецензию на новый блокбастер "Мстители. Война бесконечности".