Активная позиция Беларуси в ЕАЭС: ОБЩИЙ РЫНОК НЕФТИ

23.05.2018

О работе над важнейшим проектом мы беседуем с директором Департамента энергетики Евразийской экономической комиссии Леонидом Шенцом

Активная позиция Беларуси в рамках евразийской интеграции объясняется тем, что ЕАЭС является одним из крупнейших экономических сообществ региона — его рынок объединяет более чем 182 млн потребителей. Беларусь неоднократно заявляла о том, что выступает за более активное формирование общих рынков на пространстве ЕАЭС, в частности, нефти и газа. Сегодня озвучена финальная дата его создания — 2025 год.

Директор Департамента энергетики Евразийской экономической комиссии Леонид Шенец
Директор Департамента энергетики Евразийской экономической комиссии Леонид Шенец
СПРАВОЧНО
31 мая 2016 года Высшим Евразийским экономическим советом утверждена Концепция формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в которой определяются их основные цели, задачи, принципы и этапы формирования.
На ее основе разработан проект Программы формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза. Проект одобрен Коллегией и Советом Евразийской экономической комиссии (Комиссия), Евразийским межправительственным советом и в ближайшее время планируется к утверждению главами государств-членов Союза.

— Леонид Васильевич, как известно, завершается работа над Программой формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза — одним из важнейших стратегических документов евразийской экономической интеграции. Когда планируется утвердить Программу и каковы ее основные задачи?

— Нефтяная отрасль во многом определяет динамику и темпы развития национальных экономик, их конкурентоспособность на мировых рынках и социальное положение населения. В настоящее время Комиссией совместно с государствами — членами ЕАЭС проводится масштабная работа по формированию общих рынков нефти и нефтепродуктов. В рамках реализации данной задачи представителями уполномоченных органов и экспертами государств с 2016 года осуществлялась подготовка проекта Программы формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС.

В частности, хочу отметить активную работу и значительный вклад в разработку его положений представителей (экспертов) от Республики Беларусь, в том числе Игоря Ляшенко, Виталия Павлова, Александра Рыбакова, Натальи Лейченко, Владимира Казакевича, Ивана Вежновца, Сергея Гриба, Дмитрия Гвоздева, Сергея Остапца.

В Программе определен перечень мероприятий по созданию общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС, обеспечивающих их формирование и запуск в установленные сроки, с указанием сроков и этапов их реализации.

Программой предусматривается разработка и принятие около 13 документов, регулирующих общие рынки нефти и нефтепродуктов ЕАЭС. К их числу относятся единые правила доступа к системам транспортировки нефти и нефтепродуктов, правила торговли и проведения биржевых торгов нефтью и нефтепродуктами, а также документы, регламентирующие информационное взаимодействие участников общих рынков.

Принципиальные вопросы функционирования общих рынков нефти и нефтепродуктов будут урегулированы в международном договоре, который государства-члены заключат до 1 января 2024 года.

Ключевыми задачами для нас являются организация биржевой торговли, обеспечение недискриминационного доступа к системам транспортировки нефти и нефтепродуктов, а также гармонизация законодательства государств-членов. Особое внимание будет уделено устранению имеющихся во взаимной торговле барьеров, обеспечению конкурентной среды, которая является одним из главных факторов установления благоприятных условий ведения компаниями государств-членов хозяйственной деятельности. Для решения этих задач предусмотрены поэтапные разработка и принятие соответствующих документов, положения которых необходимо имплементировать в законодательные и нормативные акты государств-членов.

— Какие этапы Программы планируется реализовать в первую очередь?

— До 2021 года необходимо принять документы, регулирующие вопросы организации информационного обмена между государствами-членами, а также проанализировать их законодательства в нефтяной сфере, подготовить перечень нормативных правовых актов, подлежащих гармонизации. Данная работа уже проводится нами совместно с государствами-членами в рамках деятельности специально созданных рабочих групп, состоящих из представителей уполномоченных органов сторон и экспертов в области информационных технологий, биржевой торговли, регулирования энергетических рынков.

Этапы формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС

СПРАВОЧНО
В настоящее время отношения по поставкам нефти и нефтепродуктов между государствами-членами регулируются двусторонними межправительственными соглашениями, которые действуют до запуска общих рынков нефти и нефтепродуктов. Указанными соглашениями устанавливаются объемы поставки, запрещается реэкспорт нефти и нефтепродуктов. В связи с этим поставки осуществляются в рамках согласованных индикативных (прогнозных) балансов нефти и нефтепродуктов государств-членов.
Общие рынки нефти и нефтепродуктов — это совокупность правоотношений в сфере добычи, транспортировки, поставки, переработки и сбыта нефти и нефтепродуктов на территориях государств-членов. Участниками общих рынков будут являться как нефтяные компании (хозяйствующие субъекты), так и посредники (трейдеры), — то есть отсутствуют какие-либо ограничения по участию в рынках.

— Вы сказали, что Программой формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС предусмотрено обеспечение рыночного ценообразования на общих рынках нефти и нефтепродуктов. С учетом того, что в государствах-членах сохраняется государственное регулирование цен, принятие документов об общих рынках как отразится на внутренних рынках каждого из них?

— В настоящее время регулирование цен на нефтепродукты сохраняется в Республике Армения, Республике Беларусь и Кыргызской Республике. Регулирование внутреннего рынка нефти и нефтепродуктов государств-членов осуществляется в соответствии с национальным законодательством. Это не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. В то же время государственное регулирование цен на нефть и нефтепродукты может оказывать негативное влияние на рынок с точки зрения отсутствия равных условий хозяйствования и приводить к рыночным искажениям, «перетокам» товара и искусственному созданию дефицита.

В связи с этим в Программе предусмотрено расширение применения рыночных механизмов ценообразования. Важным условием перехода к рыночному ценообразованию является развитие биржевых институтов. В качестве основного источника ценовой информации на товарных рынках выступают биржевые торги в силу стандартизованности, обезличенности сделок, открытости информации о торгах и оперативности ее размещения. Именно этим обусловлена роль, которую, по нашему мнению, должны играть механизмы биржевой торговли на создаваемых общих рынках.

Ранее в ходе наших совещаний с представителями биржевого сообщества Российской Федерации обсуждались вопросы возможности отработки имитационных биржевых торгов энергоресурсами. Данные предложения полностью корреспондируются с поручением глав государств активизировать работу по формированию общих рынков энергетических ресурсов.

СПРАВОЧНО
В настоящее время биржевые торги нефтью осуществляются только на площадке в России (Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа, около 0,5 млн т в год), биржевая торговля нефтепродуктами проводится в Российской Федерации и Республике Казахстан.
В Российской Федерации в рамках биржевых торгов нефтепродуктами и регистрации внебиржевых сделок с нефтепродуктами формируются ценовые индикаторы, которые используются при антимонопольном контроле за ценами на нефтепродукты на внутреннем рынке (таким образом, ФАС России практически предупреждает (отслеживает) рост цен на нефтепродукты).
На биржевых торгах реализуется 17,55 млн т нефтепродуктов (рост 10% к 2016 году) — около 20% общего объема потребления нефтепродуктов в РФ.
В секции «Нефтепродукты» проводятся торги нефтепродуктами, произведенными в Республике Беларусь. Общий объем импорта с 2013 года составил 816 тыс. тонн, объем торгов в 2016 году — 90,3 тыс. тонн,
в 2017 году — 58 тыс. тонн.

— Как вы уже отметили, при формировании общих рынков особое внимание будет уделено обеспечению конкурентной среды, которая является одним из главных факторов установления благоприятных условий ведения компаниями государств-членов хозяйственной деятельности. Как в разрабатываемых документах об общих рынках будут реализованы принципы развития конкуренции и создания недискриминационных условий для хозяйствующих субъектов?

— Безусловно, одними из важных задач Программы являются создание и развитие рыночных механизмов торговли между участниками общих рынков, включая обеспечение добросовестной конкуренции, а также обеспечение контроля соблюдения законодательства государств-членов в области защиты конкуренции.

Так, на общих рынках предусматриваются эффективные с точки зрения регулирования данного вопроса механизмы, в том числе применение общих принципов и методов тарифообразования (ценообразования) в отношении услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов, опубликование методик тарифообразования и информации о тарифах (ценах) на услуги по транспортировке, определение технических возможностей транспортировки между хозяйствующими субъектами государств-членов с учетом их заявок, раскрытие информации о технических возможностях транспортировки нефти и нефтепродуктов.

В Программе предусмотрены положения, направленные на обеспечение эффективного контроля и мониторинга за состоянием конкуренции и ценообразованием на общих рынках нефти и нефтепродуктов.

Это позволит участникам рынков вести торговлю энергоресурсами в прозрачных и предсказуемых условиях на основе взаимовыгодного сотрудничества и добросовестной конкуренции.

— Какие сегодня ожидания у хозяйствующих субъектов государств-членов от создания общих рынков нефти и нефтепродуктов? Расскажите о дальнейших перспективах трансграничной торговли нефтепродуктами между государствами-членами?

— Смысл создания общих рынков нефти и нефтепродуктов в рамках ЕАЭС заключается в решении следующих трех ключевых задач.

Во-первых, это обеспечение недискриминационного доступа участников рынков к торговле нефтью и нефтепродуктами в соответствии с едиными правилами торговли и нормами антимонопольного права ЕАЭС.

Во-вторых, рыночное ценообразование на базе развития биржевой торговли и формирования ликвидных ценовых индикаторов на нефть и нефтепродукты в рамках общих рынков.

В-третьих, это обеспечение недискриминационного доступа участников рынков к услугам по транспортировке нефти и нефтепродуктов, в первую очередь по трубопроводным системам.

Увеличение объемов производства нефтепродуктов, развитие отраслей нефтехимии, расширение возможности поставок энергоресурсов, устранение существующих барьеров во взаимном доступе на рынки друг друга и оптимизация логистики при транспортировке нефти и нефтепродуктов — вот те условия, которые в конечном итоге направлены на обеспечение энергетической безопасности государств-членов.

Создание условий для свободного перемещения энергетических ресурсов, эффективная совместная деятельность на внешних рынках, в том числе оптимальная логистика при транспортировке нефти и нефтепродуктов в результате использования географического положения и существующих транспортных возможностей, формирование доступных и прозрачных цен на углеводороды на общих рынках открывают широкие возможности для развития малого и среднего бизнеса.

Если говорить о перспективах развития трансграничной торговли нефтепродуктами в рамках Союза, то необходимость обеспечения растущих потребностей государств-членов во всех видах нефтепродуктов требует расширения межгосударственных поставок и эффективного использования имеющихся мощностей по переработке нефти.

— Каким образом будет осуществляться взаимодействие по реализации мероприятий Программы? Расскажите о роли Комиссии и государств-членов в этом процессе.

— Для взаимодействия уполномоченных органов государств-членов по реализации Программы Комиссия сформирует рабочую группу в составе представителей государственных органов и их хозяйствующих субъектов, а также операторов и собственников систем транспортировки энергоресурсов, операторов биржевых торгов.

Группа будет осуществлять мониторинг функционирования и регулирования общих рынков, в том числе предоставления доступа к системам транспортировки, формирования механизмов рыночного ценообразования, развития биржевых торгов энергоресурсами, формирования технологической основы общих рынков и реализации информационного обмена, а также развития международного сотрудничества и привлечения инвестиций в нефтяную сферу.

ТЕКСТ Ольга Спехова

ФОТО Дмитрий Сапов, Евразийская экономическая комиссия