ЛЕД И ПЛАМЯ ГОРНОГО ВОСКА: как завод горного воска остается «на плаву»?

Завод горного воска переживает третью молодость. В начале 1960-х годов предприятие основали для производства сырого торфяного воска…

В 2010-м после глобальной модернизации завод стал выпускать твердый парафин, получил статус монополиста в стране и крупного экспортера. Новый инвестпроект позволил реконструировать энергетический комплекс предприятия и построить производства высокоочищенного парафина, масел, смазок и других технических жидкостей. Как?

Этот вопрос мы адресовали директору завода горного воска Валерию ЯСНИЦКОМУ:

— Во время первой модернизации директорат завода горного воска решил, что от выпуска неконкурентной продукции предприятие будет отказываться. Так мы смогли сконцентрироваться на важных для нас направлениях, сохранить монополию на белорусском рынке в производстве твердых нефтяных парафинов и начать новый этап развития.

Директор завода горного воска Валерий ЯСНИЦКИЙ
Директор завода горного воска Валерий ЯСНИЦКИЙ

Инвестиционный проект «Строительство производства высокоочищенного парафина, масел, смазок, СОЖ, модельных составов с реконструкцией энергетического комплекса» будет окупаться еще несколько лет. Все это время конкуренты будут развиваться.

Но у нас есть собственная стратегия. Ее ключевое преимущество — кооперация внутри концерна «Белнефтехим».

Что это значит на практике? Прежде всего, надежное партнерство с крупнейшими игроками на рынке нефтехимии, в частности ОАО «Нафтан». Содержать торговых представителей и специалистов узкого профиля нашего сегмента рынка за рубежом нам не по карману. А благодаря структурам товаропроводящей сети (ТПС) концерна нам удается позиционировать себя на рынке как предприятие «Белнефтехима».

Так, у нас есть возможность реализовывать свою продукцию через его общую товаропроводящую сеть. Именно ТПС позволяет нам соблюсти интересы концерна, интересы нашего небольшого предприятия с численностью 300 человек.

Мы установили долгосрочные договорные отношения с потребителями на рынках Польши, Украины, Литвы, Италии, Румынии, Болгарии, Словении и Сербии.

Стратегия выбора рынка проводится с учетом сезонности, менталитета конечных потребителей, основных принципов нашей политики продаж. Что это значит? Например, Италия — это центр католичества, здесь культ горения свечей, поэтому наша продукция весьма востребована. Большой рынок сбыта открывается в странах бывшей Югославии.

— Назовите ваших конкурентов на насыщенном рынке Италии

— Думаю, в Италии нам удалось «подвинуть» Китай, прежде всего за счет высокого качества нашей продукции. И, конечно, логистики. Некоторые производители свечей охотно покупают наш высокоочищенный парафин и миксуют его с другими составами. Так получается выгоднее по цене и по объему. Кроме Италии ключевыми рынками для нас являются Польша, Прибалтика, Украина.

— Какая сегодня складывается ситуация на украинском рынке?

— Работать интересно, хотя и не просто. В Украине изменилось законодательство, но благодаря своевременным советам наших коллег мы успели внести изменения в маркировку товара.

Сейчас, например, для соответствия требованиям основных потребителей, а это сельскохозяйственные производственные и перерабатывающие предприятия, мы маркируем масла и смазки на украинском языке.Как и требуется.

Поэтому адресую слова благодарности отделению товаропроводящей сети в Киеве «БНХ-Украина».

— Одной из целей на 2018 год вы заявляли диверсификацию рынков сбыта и расширение номенклатуры готовой продукции. Что удалось сделать?

— Диверсификация рынков сбыта идет по двум направлениям. Мы работаем на новых премиальных рынках, а на традиционные рынки выходим с новыми товарами.

Например, сейчас работаем над поставками смазки для лифтовых канатов ЗГВ-ЛСК на рынок Российской Федерации. 

В результате мероприятий по диверсификации рынков сбыта за 4 месяца 2018 года увеличена реализация продукции на новые рынки на 174,5%в натуральном выражении к соответствующему периоду прошлого года, что позволило прирастить выручку на 5,9 млн долларов, или 191,6% к уровню прошлого года.

Цифры неплохие, но впереди много работы. В мире активно строятся новые заводы, развиваются производства, создаются и тиражируются технологии.

Масло моторное Завод Горного Воска
Масло моторное Завод Горного Воска

Наша страна готовится к вступлению в ВТО, Россия планирует отмену налогового маневра, ожидаем пуск Белорусской атомной электростанции. И наше маленькое предприятие должно быть готово к глобальным внешним изменениям. И чем раньше мы начнем работать в новых экономических условиях, тем лучше.

Сегодня наши специалисты наладили работу по закупке дополнительных объемов сырья — нефтяного гача — по прямым контрактам производителя. Пробуем, учимся. Такая работа для нас — дополнительная ступень интеграции в мировую экономику.

Конечно, это не так просто, как провести закупки внутри концерна у ОАО «Нафтан» по знакомому и понятному алгоритму. Но в данном контексте хотим поблагодарить наших основных акционеров — ОАО «Нафтан» и концерн «Белнефтехим» — за поддержку и помощь на новом этапе становления нашего предприятия.

ТЕКСТ и ФОТО Ольга Спехова