НА СУШЕ И НА МОРЕ

Рекордный за всю историю предприятия объем присадок к маслам выпустило СООО «ЛЛК-НАФТАН» за II квартал 2018 года — 8 880 т.

Год назад за этот же период присадок было произведено меньше на 24%, в 2016-м — на 55%. Генеральный директор Андрей ЗВОНЦОВ говорит, что таким образом дают о себе знать первые результаты поэтапной модернизации мощностей, которая ведется с 2014 года.

В условиях действующего производства

За 12 лет белорусско-российское СООО «ЛЛК-НАФТАН» прошло эволюцию от производства пакетов присадок для самых простых масел до выпуска не только конкурентоспособной, но и уникальной продукции. Когда относительно небольшому предприятию стало не хватать мощностей для обеспечения растущих заявок, было решено приступить к модернизации.

Одними из значимых объектов, включенных в государственную программу инновационного развития, стали реакторный блок и узел очистки регенерированного бензина цеха №3 по производству сульфонатных присадок. Предпроектная и проектная подготовка заняла практически два года — 2014-й и 2015-й. Когда в 2016-м здесь приступили непосредственно к строительно-монтажным работам, производство присадок и пакетов присадок сразу пошло вверх: с 20 тыс. т увеличилось до 23,5 тыс. т. В сентябре 2017 года, когда объект был сдан в эксплуатацию, этот показатель достиг 28 тыс. т. План на нынешний год — 32,9 тыс. т присадок и пакетов присадок — будет выполнен, убежден руководитель.

Строительно-монтажные работы, включая наладку оборудования, на реакторном блоке велись в условиях действующего производства, — рассказывает Андрей Звонцов. — Наша цель была на 15% нарастить производственные мощности цеха №3, повысить качество продукции, а также автоматизировать систему управления технологическим процессом и улучшить условия труда специалистов. Справились мы за девять месяцев. И экономический эффект не заставил себя ждать.

По словам Андрея Александровича, 2017 год стал для предприятия самым успешным как по инвестициям, так и по объемам выработки и реализации продукции, по полученной чистой прибыли. Объем инвестиций более чем на 30% превысил результат 2016 года. На 20% выросла производительность труда.

Сейчас на предприятии реализуется 19 инвестиционных проектов. Все находятся на разных стадиях. Предстоит приобрести и заменить более 27 наименований оборудования.

Завершение инвестпроектов, — продолжает генеральный директор, — позволит нам улучшить эксплуатационные и потребительские свойства пакетов присадок для моторных масел, а также к 2020 году увеличить объемы производства продукции и, конечно, повысить уровень промышленной и экологической безопасности.

Из Новополоцка — как по маслу

Цех №3. Сепараторы для очистки присадок.
Цех №3. Сепараторы для очистки присадок.

«ЛЛК-НАФТАН» является практически единственным на постсоветском пространстве комплексным предприятием, успешно работающим в премиальном сегменте производства присадок к маслам. Совмещая богатый опыт по выпуску присадок и работы в составе нефтехимического комплекса, а также новые возможности по развитию, которые принесла интеграция в международный бизнес «ЛУКОЙЛА», СООО «ЛЛК-НАФТАН» заметно приблизилось к транснациональным компаниям. На экспорт предприятие отправляет 95% своей продукции. География поставок охватывает 35 стран. 

Традиционно приоритетными для нас являются рынки Казахстана, Российской Федерации и Украины, куда отгружается около 40% общего объема производимой на «ЛЛК-НАФТАН»продукции, — рассказывает Андрей Звонцов. — Наша продукция получила широкую известность в этих регионах благодаря высокому качеству. Ведущие производители добавляют новополоцкие присадки в свои моторные масла. А отсутствие таможенных пошлин с Российской Федерацией и Казахстаном способствует повышению конкурентоспособности присадок и пакетов присадок «ЛЛК-НАФТАН» по сравнению с импортными аналогами. В дальнем зарубежье наиболее значимыми являются рынки Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. В частности, в Сингапур отправляем 22%, а Египет, ОАЭ и Турция забирают 13,7% нашей продукции.

По словам генерального директора, сейчас «ЛЛК-НАФТАН» работает над увеличением объемов поставок в страны Западной Европы — Великобританию, Германию, Грецию, Италию, в Африку — Гану, Нигерию, ЮАР. Проявляют интерес к новополоцким присадкам Мексика и Эквадор. 

Заправляем корабли

В числе продукции, которая упрочила позиции белорусско-российского СП на мировом рынке, — пакеты присадок для судовых масел, технология производства которых по заказу предприятия была разработана в 2016 году.

— Это результат совместной работы с «ЛУКОЙЛ Марин Лубрикантс», — говорит Андрей Звонцов. 

— На практике довелось убедиться, насколько разные эти вещи: двигатель автомобиля, двигатель локомотива и двигатель  судна. К ним предъявляются разные требования, соответственно и масла должны быть разными. Во-первых, поршни двухтактных дизельных судовых двигателей в диаметре достигают 3 м, а сами двигатели по размерам могут быть с трехэтажное здание. Во-вторых, в условиях морской эксплуатации в двигатель неизбежно попадает влага. В-третьих, следует учитывать, что применяемый в качестве топлива флотский мазут, производимый из различных остатков переработки нефти, при сгорании образует ряд особо агрессивных продуктов. Поэтому для надлежащей защиты двигателя масло, почти на 20% состоящее из присадок, подается в камеру сгорания в процессе работы двигателя и сгорает полностью, а не циркулирует, как в автомобильном моторе.

Испытания судовых масел с пакетами присадок на базе наших компонентов проходили год с  промежуточными инспекциями на судне в порядке, установленном производителем двигателей. Поведение масел в моторе изучалось самым тщательным образом. В итоге «ЛУКОЙЛ Марин Лубрикантс» представил рынку масло, производимое на основе пакета присадок с компонентом СООО «ЛЛК-НАФТАН», которое стало равноценным с допущенными маслами других производителей.   

По словам генерального директора «ЛЛК-НАФТАН», на основе новополоцких присадок производится 15% мирового объема масел для судовых двигателей. Этими маслами заправляются все корабли, которые швартуются в портах Сингапура, ОАЭ, Голландии.

В то же время предприятие ведет работу по увеличению производства масел для автомобильных и дизельных бензинов. В завершающей стадии находятся разработки новой перспективной продукции.

В союзе с учредителями

— Андрей Александрович, как строятся взаимоотношения «ЛЛК-НАФТАН» и одного из учредителей — ОАО «Нафтан»?

— Поскольку мы с самого начала своей деятельности располагаемся на территории «Нафтана», то у нас общие коммуникации. Поэтому определенная зависимость от «старшего брата», как в «ЛЛК-НАФТАН» называют НПЗ, есть. Так что мы хоть уже и стали обособленной частью «Нафтана», тем не менее, остаемся его неотъемлемой составляющей. Во-первых, мы выпускаем присадки, завод — масла, т.е. свою продукцию мы первым делом отправляем на завод. Во-вторых, с учетом наших возможностей мы готовы выполнить для НПЗ любой заказ. В-третьих, нашу продукцию паспортизирует независимая нафтановская лаборатория. Словом, у нас с «Нафтаном» складывается деловой взаимовыгодный симбиоз. И такие отношения были всегда — мы постоянно друг другу помогали.   

— Какую роль в развитии вашего предприятия играет второй учредитель — дочерняя компания «ЛУКОЙЛА» — «ЛЛК-Интернешнл»?

  Сейчас, например, совместно с «ЛЛК-Интернешнл» мы ведем восемь проектов по разработке новых рецептур пакетов присадок. Кроме того, компания традиционно помогает нам находить новых партнеров, открывать новые рынки и удерживать уже завоеванные. И, конечно, выкупает у нас запланированный объем продукции. Самое главное, что российская компания, потребляя, как говорится, львиную долю производимой нами продукции, естественно, не без выгоды для себя, по сути является существенным стабилизирующим фактором устойчивой работы  нашего предприятия.  

ДЕНЬ НЕФТЯНИКА · СЕНТЯБРЬ 18, 2018