Первый алхимик исламского мира

С VII века бурно развивается алхимия исламского мира, наследие которой через несколько столетий было воспринято алхимиками средневековой Европы.

Первым из арабских алхимиков считают принца Халида ибн Язида (ок. 660 – ок. 704). Он был сыном Язида I, второго халифа Дамаска из династии Омейядов. После недолгого правления Язид I умер в 682 г., и халифом стал старший брат Халида ибн Язида Муавийя II. Он пробыл у власти всего лишь полгода, отрекся от престола и умер в возрасте двадцати трех лет, через месяц после отречения. Его место должен был занять Халид, но он еще не достиг совершеннолетия, поэтому править стал четвёртый омейядский халиф Марван I ибн ал-Хаким (623–685), который после этого тоже прожил недолго и был у власти всего около года. Сразу же после того, как он назначил наследника, его задушили. В смерти халифа обвинили мать Халида ибн Язида.

Можно себе представить, в какой обстановке рос и воспитывался юный принц. Поэтому не вызывает удивления, что он не проявил никакого стремления к власти и желания заниматься политикой, а решил заняться науками, в частности, алхимией. Для этого был приглашен греческий наставник, который смог бы помочь с переводом алхимических книг и разъяснением тайной философии. По одной из версий, учителем Халида стал сам Стефан Александрийский, но более вероятным представляется то, что наставником его был Мориен. До того Халида ибн Язида обучали и другие алхимики, но под их руководством больших успехов в искусстве трансформации принц не достиг. В надежде, что принц Халид примет христианство, если увидит успешное превращение металлов - трансмутацию, Мориен соглашается быть его наставником. Как гласит предание, труд Мориена был успешным, и он продемонстрировал подлинную трансмутацию Халиду. После чего принц велел казнить всех алхимиков-неудачников, которые наставляли его до того. Никаких серьезных исторических подтверждений этой версии нет. Об этом повествуется, в частности, в трактате «О составе алхимии», который приписывается самому Мориену. Весь трактат представляет собой диалог Мориена и Халида ибн Язида, где христианский алхимик рассказывает принцу о тайнах трансмутации.

Рассмотрим небольшой фрагмент трактата, авторство которого приписывается Мориену.

«[Халид сказал:] закончена ли работа, или у тебя все еще остается то, что ты не сказал мне? [Он – Мориен – сказал:] она закончена для того, кто любит краткость, но что же касается того, кто желает продолжить, пусть он увлажнит материю вечной воды, которую он уже подготовил, и ее ... мощь возрастет бесконечно и поглотит всю жидкость, которой он увлажняет ее, до бесконечности. Халид изумился этому».

Халиду ибн Язиду приписывается ряд трудов. Среди них: «Книга амулетов», «Завещание сыну касательно искусства», «Книга о секретах алхимии» и другие. Самой известной считается основательный и объемный труд «Парадиз мудрости». Как указывает исламский энциклопедист и биограф Хаджи Халифа (ок. 1600 – 1658), в этом труде Халида было 2315 стихов.

То, что принц Халид ибн Язид существовал в действительности, не вызывает сомнений, но был ли он алхимиком и учился ли у Мориена Римлянина, сказать сейчас с полной уверенностью нельзя, об этом нам сообщают лишь сочинения алхимиков, да и то в основном более поздних времен. Кстати, стоит отметить, что трактат, приписываемый Мориену, был переведен на латинский язык в XII в., а в печатном виде эта книга была издана в XVI в. С другой стороны, было ли так, как изложено в трактате, или нет, не так уж и важно. Легенда является прекрасной иллюстрацией эстафеты алхимической традиции – от греко-римской Александрии к исламскому миру.

Чем больше вы читаете об алхимии, тем больше у вас появляется вопросов? Может быть, найти ответы на некоторые из них вы сможете в наших публикациях. Читайте другие статьи, посвященные тайнам алхимии.