Три - в журнале, два - в уме...

27.06.2018

Один из "пунктов", который особо нервировал в годы работы в школе, - это выставление итоговых оценок в журнале. В тех же выпускных классах. Хотя из-за единственной тройки или четвёрки в любых других классах от администрации тоже "прилетало". Логики в таком подходе не вижу, но позиция начальства - "ваша недоработка" - была чётко обозначена, и классные руководители вместе с учениками на пару или по одиночке, как правило, всё же получали желаемое. Кто-то из учителей сдавался сразу, если разница в оценках позволяла более-менее безболезненно поставить балл выше: поставить необходимую отметку в клеточке не проблема, в частности, когда совесть успокоена тем, что "ребёнок-то хороший и постарается в следующей четверти/году".

Как правило, этого не случается, увы. Этакая перманентная история с вечно не дотягивающим до нужного балла учеником - либо лень, либо всё же не дано, плюс отсутствие мотивации и укоренившееся в подсознании всё равно "по накатанной" поставят. Если, конечно, ученик вконец не обнаглеет, и педагог всё же справедливо выставит заслуженное...

Кто-то, наоборот, принципиально будет стоять на своём, полагая, что комплекс "отягчающих" - отсутствие без уважительной причины на уроках, регулярное невыполнение домашних заданий, слабые самостоятельные, контрольные и устные ответы (либо отсутствие таковых) - позволяет выставить ту оценку, которую действительно заработал ученик. Принципиально - это не значит, что учитель не разрешит сдать ещё несколько работ, исправить написанные ранее, выполнить добавочный тест или написать тот же реферат. Кстати, дети тоже не больно-то разбегутся, будут тянуть до последнего, буквально до последнего дня в четверти и подходить с таким недоумённым лицом (как это так... у меня двойка/тройка/четвёрка?!), что право слово ругаться хочется. Потому как на протяжении всех учебных дней вещаешь: имярек, сдавайте то-то и то-то, не тяните, у вас спорная оценка...

А в выпускных бывает и хлеще, и жёстче. Особенно сейчас, когда аттестат может давать дополнительные баллы к ЕГЭ. Постоянный нажим со стороны администрации и нередко классных руководителей: чуть ли не списком даются дети, которые "идут на медаль", на аттестат особого образца... Есть явные отличники - ни дать ни взять. Не подводят ни себя, ни тебя, ни твою совесть - стабильны. И есть те, которые, несмотря на свою устойчиво твёрдую "хорошистость", одним местом высидят эти пятёрки, старанием и упорством возьмут. Тут медаль как поощрение.

Хуже всего с теми, кто никак на эту медаль не тянет. Но в тиши директорского кабинета прозвучало завуалированное "надо поддержать", и ты, дабы спать спокойно, скрепя сердце гоняешь их по одной и той же теме, заставляя переписывать "троечную" работу снова и снова. А попутно (по законам совести и справедливости), естественно, предоставляешь такую возможность и другим детям в классе, загружая себя из-за этого "помочь и поддержать" по самую макушку дополнительной проверкой. Когда оценка спорная - конечно же, на стороне ученика, потому как верю, верю до последнего.

Да, совесть моя чиста, - ни одной "нарисованной" или завышенной оценки, но нервы и силы - ни к чёрту!..

Это не просто рассуждения - за ними конкретные истории. Увы. И постоянный диссонанс между двумя чашами, на одной из которых мои принципы, а на другой - дети с их вечным "а почему у меня четыре?!"

Продолжение здесь...