Всего один неадекватный в классе и...

Не я одна считаю, что нередко причиной серьёзных болезней учителей является «всего один-единственный неадекватный ученик в классе». В кавычки, кстати, взяты слова директора одной из калужской школ Сергея Зеленова.

У меня, увы, был такой ученик. Впервые в жизни (и единственный раз) дошла с ним до сосудистого криза; участковый, измерив давление, тут же загнал на больничный. Нет, "сложных" (или, как говорят, трудных) - в школе пруд пруди. А вот такой - один был за все годы работы в школе... С него, как потом поняла, начался мой короткий, но "запойный" синдром хронической усталости. Таковой может затянуться надолго и закончиться буквально «срывом». В моём случае этого, к счастью, не произошло...

Каждый урок в классе становился квестом, лотереей: просидит-промолчит или выдаст такое, что мало не покажется? Заболел? Не пришёл? Вздох облегчения. В чём же проявлялась неадекватность? Отдубасить конкретно, стукнуть походя своих одноклассников - это одно, почти привычные "мелочи". Демонстративно ничего не делать на уроке, швырять школьные принадлежности, втихую доставать одноклассников - подначивать, мешать, обзывать - это другое. Вдарить учителю по голове, когда та пытается разнять дерущихся (сотрясение было зафиксировано), нагло "на ты" разговаривать с директором и заместителями директора ("ты ничего мне не сделаешь", "чё, в рыжий покрасилась? тебе не идёт!", а заглянувшему в кабинет классному руководителю этак снисходительно: "о, привет! заходи-заходи! давно тебя видно не было"), посылать их же и всех рангом ниже матом куда подальше... И гнобить, гнобить одноклассников, выбрав себе несколько жертв. Остальные противно подстраивались и даже пытались "дружить" - лишь бы не трогал. Или срабатывал дурацкий максимализм-протест тихушника: вон он, смелый, как вас всех строит! и ничего не боится! а я с ним заодно в душу вам плюну!.. Знаете, порой руки опускались.

Да, в обычной школе могут учиться дети, например, с физической ограниченностью. Выше упомянутый директор рассказывает о своих учениках, которые несмотря на определённые физические особенности - один сильно заикался, у другого не было стопы ноги - состоялись и в учёбе, и в жизни. Здесь вывод напрашивается само собой: такие дети могут и должны учиться вместе с остальными, инклюзивное образование действительно идёт им на пользу. Абсолютно с этим согласна. А выстроить правильное отношение к такому ребёнку в классе со стороны учеников - как раз задача учителя.

А вот умственно отсталые дети и дети с психическими отклонениями должны учиться в специальных школах или интернатах, считает педагог. И я тоже категорически против того, чтобы в обычных школах учились умственно отсталые дети и дети с явными психическими отклонениями. Понять боль родителей таких детей можно, но их драма не повод препятствовать получать образование всем остальным. А в приведённом мною примере с мальчиком так и было: кто успел, тот сбежал; остальные терпели и многого недополучали... Две школы избавились от такого "подарка", в нашей - родители стояли насмерть, отвергая даже обучение на дому. Мама, кстати, на тот момент не работала. И утверждала, что психолог/психиатр не нашли никаких отклонений и дома сын - милейшее ласковое существо. Что за парадокс, что за методики такие? Вот бы этих специалистов к нам в школу! Понаблюдать, послушать... Ведь проблема явно существует! Или это действительно "странности воспитания", когда ребёнок не видит берегов?

Да, казалось бы, у нас есть и другие формы обучения: спецшколы, интернаты, коррекционные классы, домашнее и дистанционное обучение. Но по закону перевести ребёнка на такую форму обучения можно только с разрешения его родителей. Вот тут и проблема. Не уговорить, как правило, не переубедить: "он у меня не дурак, нормальный!" Как будто мы клеймо вешаем, а не единственно верный вариант предлагаем - какой-никакой выход из положения.

А он, "нормальный", и сам мучается, и учителя мучает, и не даёт учиться всем остальным.