Конструктивная деятельность в ДОО: разбираем достоинства и недостатки существующих вариантов

Продолжаем серию публикаций в рамках новой рубрики «Методический час». И сегодня мы попробуем разобраться, какая форма организации конструктивной деятельности эффективнее: специально организованная непосредственно образовательная деятельность или совместная деятельность в повседневной жизни ребенка.

Для начала давайте обратимся к примерным образовательным программам дошкольного образования и посмотрим, как предлагают авторы организовать конструирование: в процессе непосредственно образовательной деятельности или в совместной деятельности с педагогом, а может быть вынести конструктивную деятельность в блок самостоятельной деятельности?

Анализ примерных программ позволил сделать следующие выводы. Единого мнения по вопросу не наблюдается. В одних программах конструирование вынесено в совместный блок деятельности, в других – в образовательную деятельность, наряду с видами деятельности художественно-эстетического развития (лепкой и аппликацией). В то же время авторы отмечают, что конструирование организуется в совместной деятельности детей и педагога, где создаются условия для самостоятельной конструктивной деятельности.

Отметим преимущества каждой формы организации конструирования. Обратимся сначала к непосредственно образовательной деятельности. Что предполагает данная деятельность? Во-первых, четко формулируется цель, направленная на решение задач обучающих, развивающих, воспитательных. Исходя из поставленной цели, педагог продумывает содержание, определяет методы и приемы работы с детьми на каждом этапе работы.

Непосредственно образовательная деятельность предполагает организацию всех детей группы либо фронтально, либо по подгруппам, т.е. в любом случае, каждый ребенок задействован в ней. Для достижения поставленной цели, педагог заранее готовит необходимое оборудование, т.е. подбирает конструктор или отдельные его детали, продумывает, как будут мотивированы дети на деятельность и как будет обыграна постройка в итоге.

Совместная деятельность педагога и детей также предполагает решение задач обучения конструированию, подбор необходимого материала, определение содержания, исходя из задач. Также предполагает соблюдение некой структуры, включающей в себя мотивацию детей, основную часть и подведение итогов.

Но давайте разберем не только плюсы, но и те трудности, с которыми могут столкнуться педагоги. Непосредственно образовательная деятельность, даже если она организуется с подгруппой детей, предполагает наличие достаточного материала либо для каждого ребенка, либо для работы в паре. Это можно рассмотреть как трудность для педагогов, ведь педагогу приходиться продумывать такие варианты работы с конструктором, при которых все дети будут задействованы, с учетом того количества материала, который есть в группе. Совместная деятельность, с одной стороны не требует наличие большого количества конструкторов (на каждого ребенка), так как она может осуществляться даже индивидуально, но с другой стороны, может ли педагог найти время для каждого ребенка и быть уверенным в том, что все дети группы овладели необходимыми навыками?

Следующий момент, на который хочется обратить внимание, связан с тем, что совместная деятельность педагога с ребенком в повседневной жизни воспринимается ребенком более комфортно, нежели чем деятельность на занятиях. Поэтому, организуя непосредственно образовательную деятельность, педагогу нужно приложить больше усилий, чтобы заинтересовать детей, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно в ней.

Так какая же форма является в данном случае преимущественной? На этот вопрос можно, на наш взгляд, ответить так. Конструирование не стоит исключать из регламента непосредственно образовательной деятельности, решая в ней общие задачи по развитию конструктивных умений для всех детей, возможно наиболее сложные задачи, но и в совместном блоке конструирование не исключается, где каждый ребенок как раз сможет проявить и закрепить сформированные конструктивные умения и навыки. Кроме того, конечно, мы организуем предметно-развивающую среду в группе по конструированию для самостоятельной деятельности детей. На наш взгляд, это оптимальный вариант. А как в вашем детском саду решается этот вопрос?