Прекрасные и проклятые (Фитцджеральд)

31.07.2018

Это не про вампиров, хоть и название провоцирует. Это - роман- и он опять про отношения, смысл жизни, про брак людей, чей путь  - участие в вечеринках – сложен и драматичен, поскольку участие в вечеринках оказывается делом глубоко непростым. Будто никто не предупредил.

Для прохождения этого пути нужны красота, молодость, здоровье и харизма. Всегда.

А они то есть, то вдруг – какая неожиданность – нет.

Такой требовательный образ жизни, кстати, близок полной аскезе.

Обязательно стройное тело – значит, ограничения в еде неизбежны, еще к этому непременно гладкое и свежее лицо – это до 30 естественным образом, а потом – как повезет, в 99% процентах не везет, все это знают, исыпытали; еще прибавить веселость и умение удерживать внимание людей – а то приглашать не будут – для этого нужно постоянное вдохновение, что  без спецэликсиров – ну нереальная штука, потому, конечно же, роман об алкоголиках, и тут же трагическое противоречие – а как же свежесть лица..

Никак, отсюда тоже драма. Отчаянные спецакции для привлечения внимания – придти голыми в театр, искупаться в бассейне – быстро надоедают участникам и привлекают полицию.

Ко всему прочему, заканчиваются деньги.

Все это -  как сюжет для жизни или романа -   просто и предсказуемо. Потому как - да, именно так живут люди с наивной верой в собственную красоту, ум и привлекательность,  и с деньгами, и без них, и в Нью-Йорке, и в Орехово-Зуево.

Еще вот незадача -  решить насущный вопрос, нужно ли жениться и заводить детей.

Конечно, нет, - естественный ответ завсегдатая вечеринок, потому что обезьяны то же так делают: детей и семью заводят.

В самом начале каждого романа Фитцджеральда прелесть его литературного стиля так увлекают, вся эта нега, любование собой, наивное тщеславие – так мило, чуть глупо, и вполне очаровательно; правда, эмоциональное сочувствие все же сложно испытать, рассуждения героев часто  отдают некоторой умственной отсталостью,

Затем – середина романа – это самое сложное – потому что скучное, тут все, как в классическом женском романе – женитьба, ссоры, деньги кончились, когда же умрет этот плохой консервативный, некрасивый и главное, жадный дедушка, столько проживший, без всякого смысла, ни одной стоящей вечеринки.

И - трагический финал – кто-то сходит с ума – логичен, как доказательство простой теоремы. И ярок, очень-очень  ярок.

Вот этот образ, просто убийственно впечатляющий: палуба корабля, прогулка человека средних лет, в состоянии легкого помешательства, он одинок, на самом деле одинок, и где-то вдалеке – его пара, второе я, прекрасная Глория, уже немолодая, крашеные волосы, дорогая шуба, плохой характер.

Обезьяны бы печально взглянули на это, не без скромного интереса, оторвавшись нанадолго от пеленок и мыльного тазика.

Названия внутри глав – в них -  поэзия

Например,

Достойный человек и его одаренный сын

Герой, его личность и прошлое

Его безупречная квартира

И времени не тратя даром

Трое мужчин

Ночь

Дыхание пещеры

И цитаты:

«И вот однажды августовским утром после неожиданного визита Адама Пэтча они пробудились усталые и отвратительные сами себе, разочарованные жизнью, способные испытывать лишь одно, всеобъемлющее чувство — страх»

«Он работать будет так, чтоб забыть, что работать вообще не стоит»

«Каждый вечер, собираясь ложиться, она истязала лицо какой-то очередной мазью, которая, как она безрассудно надеялась, могла вернуть сияние и свежесть ее уходящей красоте. Когда Энтони бывал пьян, он едко острил по этому поводу»

«Мой брак будет необыкновенным. Он не может, не должен стать просто декорацией — он будет самим представлением, живым, прекрасным, романтическим спектаклем, и сценой для него должен стать весь мир. Отказываюсь посвящать свою жизнь потомству. Конечно, любой настолько же в долгу перед своим поколением, насколько и перед своими нежеланными потомками. Что за судьба — толстеть, становиться бесформенной тушей, терять любовь к себе, вертеться в кругу мыслей о молоке, овсянке, няньках и пеленках»

«Первый раз мы вышли в антракте и обнаружили изумительный бар. А когда вернулись, оказалось, что попали не в тот театр.»

«Я не осуждаю общепринятую мораль. Просто я недоволен, что все достижения спекулятивного способа мышления оседлали, усвоив позу моральной раскрепощенности, ни во что не верящие посредственности, отнюдь не уполномоченные на это своим интеллектом»

«А могучее сияние всепобеждающего ума, темперамент, почти восточный в своей бесстрастности, согрели мятущуюся душу, доставили Энтони блаженство, сравнимое лишь с тем, что может дать глупая женщина»

«Во мне есть черты того, что вы, возможно, назвали бы низкопробностью. Не представляю, откуда это, но оно есть… Мне нравятся кричащие цвета, безвкусица, вульгарность»

Про билфизм не буду, не стала популярна эта странная выдумка

И фильм есть. Нужно увидеть