"Лицо" Малгожаты Шумовски

02.05.2018
Сатирический взгляд поверх построенного Евросоюзом фасада польского общества

Оригинальное название: Twarz
Режиссер: Малгожата Шумовска 
В ролях: Матеуш Косьцюкевич, Агнешка Подсядлик, Малгожата Гороль, Анна Томашевская, Дариуш Чиджнаки, Роберт Таларчик и другие
Производство: Польша, 2018 
Хронометраж: 91 минут
Жанр: Драма 
Возрастное ограничение: 18+

Премьера: 26 апреля 2018 года

"Лицо" Малгожаты Шумовски предлагает традиционную для польского кино смесь сентиментальности и критики при взгляде на родную страну. Но если кинематограф Польши можно считать преимущественно городским, то действие "Лица" происходит в сельской местности.

Главный герой фильма, строительный рабочий Яцек — маргинал в родном поселке. Длинноволосый фанат Metallica считается сатанистом и дразнит детей, высовывая из окна своей малолитражки сложенные в козу пальцы. Его большая семья (мать, сестра, ее муж и дети) тем временем готовится к наступающему Рождеству и к праздничному столу планируется покупка аж целой свиньи. Шумовска рисует глубинку как консервативное религиозное общество, в котором много ругаются матом, отпускают расистские шутки, любят как следует выпить и ценят женский стриптиз. Ироническая интонация фильма и возникает из таких вот противопоставлений. Поэтому цыгане, нанятые строить самую высокую статую Христа (на этой же стройке работает и Яцек), это не столько обращение к темам мультикультурализма, сколько еще один сатирический штрих.

Кадр из фильма "Лицо" Малгожаты Шумовски. Предоставлено кинопрокатной компанией "ПРОвзгляд"
Кадр из фильма "Лицо" Малгожаты Шумовски. Предоставлено кинопрокатной компанией "ПРОвзгляд"

В результате несчастного случая Яцек получает серьезную травму лица, и хирурги делают ему пересадку от погибшего донора. С новым лицом его с трудом узнают родные, он едва разговаривает, дети на улице кричат вслед "Рожа, рожа!", а любимая девушка исчезает в неизвестном направлении.

Нечто подобное мы уже видели в таких фильмах как "Человек-слон" и "Маска" Богдановича, там протагонист существовал в таких визуально выразительных и харизматично выигрышных средах как викторианский Лондон и тусовка калифорнийскийх байкеров. "Лицо" же снято в скупой документальной манере, оператор не жалеет общих планов, в кадрах доминирует хмурый дневной свет. Отдельные драматургические находки, вроде очень смешной сцены с обрядом экзорцизма, так и не превращают фильм в полноценную трагикомедию.

Шумовска балансирует между психологической драмой и гротеском, но не находит способа гармонично их сочетать. Так откровенная абсурдистская сатира на телевидение и рекламу, отстраненно снятая повседневность типовых застроек и зимних полей, и драма человека с искалеченным лицом не складываются в полноценный рассказ. Личная трагедия Яцека, которая могла бы стать катализатором изменений во взгляде на героя и окружающее его общество, ничего не меняет в нашем понимании. Мы мало что узнаем и про самого главного героя, и про его девушку, и про его семью, кроме тех штрихов, которыми обрисовывались их характеры в начале. Драматургия фильма состоит из предсказуемых конфликтов и слабого желания Шумовски пристальнее рассмотреть каждого героя, найти и в эпизодическом персонаже нечто большее чем простую констатацию факта о его социальном статусе.

Кадр из фильма "Лицо" Малгожаты Шумовски. Предоставлено кинопрокатной компанией "ПРОвзгляд"
Кадр из фильма "Лицо" Малгожаты Шумовски. Предоставлено кинопрокатной компанией "ПРОвзгляд"

Некоторые критики предъявляли режиссеру претензии, мол он слишком увлекается в показе героев как крестьянского быдла, но Шумовска просто честно показывает их недалекость, грубость и фатализм наряду со способностью не бросить родного человека в беде и стремлением поддерживать свой собственный быт на достойном уровне. И как раз в этой точке фильм не получает полноценного развития. И Яцек, не вписывающийся в эту среду с самого начала, и сама эта среда — косная, равнодушная, живущая по принципам, передаваемым из поколение в поколение, — с точки зрения Шумовски не могут предложить зрителю ничего кроме закономерного расставания героя с тем миром, где он родился и вырос. Конфликт героя и среды подразумевается, но вместо драматургического накала нам предлагается наблюдать лишь за мелкими стычками, которые никак не способны вывести историю к полноценной драме.

А в целом "Лицо" предлагает, пусть и краткими зарисовками, но довольно широкий обзор жизни этого сообщества: свадьба, похороны, подготовка к рождеству, шопинг, религиозные обряды, работа медицинских служб и социальной опеки, культурный досуг. В основном эти зарисовки не особо детальны и изобретательны, а местами и грубоваты (на манер Звягинцева Шумовски налепила на трусы эпизодического персонажа надпись Polski). Такой эстетический эффект возникает лишь в сцене распродажи в супермаркете, где полуголые обыватели хватают уцененные телевизоры.

Кадр из фильма "Лицо" Малгожаты Шумовски. Предоставлено кинопрокатной компанией "ПРОвзгляд"
Кадр из фильма "Лицо" Малгожаты Шумовски. Предоставлено кинопрокатной компанией "ПРОвзгляд"

Фильм поэтому и интересен только как своего рода психологический репортаж из сельскохозяйственного сердца страны, куда Шумовски, вероятно, стоит отправиться еще раз — это необычайно богатый край, пусть и не пейзажами, и не прочей туристической фактурой, но вот в качестве золотой жилы для исследования корней польского менталитета он самое подходящее место. Вступившая в Евросоюз и шагающая по пути демократии и просвещения Польша оказывается несет в себе такой мощный консервативный и националистический заряд, которому могут позавидовать и соседи из имперски настроенной России. Конечно, на этом вряд ли можно продолжить традиции кино "морального беспокойства" с его интеллигентными или мелкобуржуазными героями, но вот пойти по следам Дюмона и братьев Дарденн — вполне. "Лицо" получил Серебрянного медведя на последнем Берлинском фестивале, но это скорее политический жест, чем оценка его художественных достоинств.

© Bleek Magazine. Текст: Станислав Лукьянов