Алгоритм победы в спорте: как сделать так, чтобы игроки достигали поставленных целей

04.06.2018

Игорь Тер-Ованесян, заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР, чемпион мира и Олимпийских игр
18 октября 2007 г.

Стенография выступления на III ежегодной выставке&конференции Trainings EXPO`07.

Спасибо большое за приглашение. За то, что вы пришли. Для меня это очень важно потому, что я боялся, что никого не будет. А оказалось, что тема коучинга в спорте интересна не только спортсменам...

Действительно, задачи коучинга пересекаются с профессиональными задачами большого спорта и, как мне кажется... к постановке цели. В спорте на повестке дня постоянный вопрос: «Как достичь той вершины, где НИКТО не бывал?!» Простое повторение того, что ты делаешь, не всегда помогает. «Надо делать так-то, и ты добьёшься того-то», — это не работает! Потому что этого никто не достигал! Всегда интересно: из чего складываются достижения в спорте?!

Вообще, слова «коуч» и «тренер» считаются близкими, чуть ли не синонимами, но с моей точки зрения — это немножко разные вещи. Я сейчас был на чемпионате мира в Японии. Вы знаете, это поразительно! С одной стороны — это страна, которая добилась огромного технологического успеха, а по жизни, когда общаешься с японцами (я конечно извиняюсь перед японцами), создаётся впечатление, что они полные идиоты, потому что, ну например, ты приходишь в гостиницу и говоришь: «Я хочу на завтра заказать машину». А на утро приходишь, а машины нет. И говоришь им:

— Я заказывал машину?

— Заказывал.

— А почему нет машины?

— Одну минутку!

И приводит другого человека, потому что он сам ответить на этот вопрос не может! Этим я хочу показать, что они достигли такого потрясающего успеха благодаря очень узкой специализации. «Ты должен взять эту вещь отсюда и отнести туда» — вот правило. Всё, больше он ничего не должен делать! Он должен просто технологично выполнить свою функцию. Поэтому тренинг у них нацелен на натаскивание выполнения этой операции быстро и хорошо, а вовсе не для того, что там на самом деле в компании происходит.

Когда я приехал после своих первых олимпийских игр, это было ровно 51 год тому назад, мировой рекорд в прыжках в длину был 8 метров 13 сантиметров. Он держался 25 лет и был побит в 1960 году — он стал 8 метров 31 сантиметр, потом я прыгнул 8,35, потом Боб Гиббон в Мехико прыгнул 8 м. 90 см., потом.... Прыгнул 8,95 см., то есть фактически за 100 лет только 5 человек поставили мировой рекорд. Вы знаете, это какая-то тайна...

Так вот, я вернулся из Австралии, приехал во Львов и начал мечтать, думать: «Каков предел человеческих возможностей?» Я очень сильно мечтал, и воображение во мне не увядало, но максимум, который я себе представлял был 8 метров 40 сантиметров. Когда я заканчивал свою спортивную карьеру, я понял, что мог бы прыгать и 9 метров. Меня ограничивал не недостаток качеств, быстроты, силы, физических качеств, а неправильные установки, как мыслительные, так и двигательные, неправильные учения! Это поразительно! Нас всех учили сосредотачиваться на толчковой ноге при прыжке, то есть надо было правильно и жестко ставить толчковую ногу, и за счёт того, что нога была, как шест, за счёт скорости через этот шест тело подбрасывало. Вот такая была установка!

Ближе к концу своей карьеры я понял, что надо сделать совершенно по-другому (показывает). Вот, смотрите, раньше мы так прыгали, а теперь вот так... Нужно сделать быстрый мах настолько, насколько это возможно. Видите разницу? Установка другая! Так и у вас может быть — иногда нужно не тратить огромное количество часов на обучение какой-то технологии, а подумать, может, есть более эффективная? Ищите правильные тренинговые установки. У нас вообще много общего, потому что найти правильный подход, правильную установку на техническое выполнение — это чрезвычайно важно, иначе мы будем всю жизнь учиться делать ту операцию, которую можно сделать совершенно по-другому.

Вы знаете, когда в СССР мы тренировались в сборной команде, то не выполнять план, который тренер тебе давал, было нельзя, ты должен был сделать то, что тебе говорят. С другой стороны, я понимал, если мы ТАК это будем делать, — мы никогда не достигнем цели, потому что я очень хорошо слушаю свои мышцы. А план тренировок был всегда один: «Надо пробежать 5 раз по 200 метров!» Ты бежишь 3 раза и понимаешь, что НЕ НАДО бежать ещё, что организм уже ответил на ту нагрузку. Была такая постоянная игра в имитацию, то есть с одной стороны надо было имитировать, что ты делаешь, а с другой стороны этого не делать! Потому что, кто кроме тебя хочет этой цели?... Иногда эта бессмысленность, игра у человека и в жизни происходит,... Кто знает, правильно это или нет? Все советские государства напоминали мне механизм парохода: он крутится, дым идёт, а пароход стоит на месте. Очень многие компании, кстати, так работают. У вас не такие компании? Надеюсь, вам повезло.

Когда я закончил прыгать, то я стал сначала тренером по прыжкам в длину, потом старшим тренером по всем прыжкам, потом я стал тренером всей национальной сборной, потом тренером федерации, потом зампредом спорткомитета, потом международным.... В общем, прошёл все те этапы. На посту главного тренера я понял, что надо каким-то образом перестроить систему подготовки спортсменов. Все должно быть сугубо индивидуально, любое обучение. Все происходит на уровне яркой индивидуальности на самом деле, работа всегда происходит очень индивидуально. Ну, согласитесь, что это так. Смотрите, учитель приходит в класс к детям, учит всех писать буквы. Хотя постановку письма дают одну, почерк вырабатывается у всех свой и невозможно его сломать. В этом смысле, в спорте существует понятие техники и понятие стиля, это когда одинаковая двигательная установка, но путь к цели у всех разный, и путей этих очень много! Если осознать, что это цель...

... Вот это удивительный парадокс нашей жизни. Пытаемся учиться или учить, а потом оказывается, что этого не надо было делать, или надо было делать по-другому. Поэтому очень важно иметь высокий уровень общего образования. Кто в жизни добивается успеха? Самый умный? Далеко не всегда. На самом деле, успех — это умение в постоянно меняющихся ситуациях принять то решение, которое нужно принять. Хотя бывают, сколько не учи, и умные дураки. Они вроде все делают правильно, как его учили, но он никогда не добьется цели. А у другого человека существует природное чувство цели...

Для каждого спортсмена я делаю свой «медальный» план и все нагрузки согласовываю с ними. Была у меня одна замечательная спортсменка, тренировалась по метанию ядра. На тренировках она практически не тратила время на отдых: вместо отдыха делала другой вид упражнения, как бы активный отдых, т. е. была нагрузка, но на другие мышцы. Поэтому плотность занятия всегда возрастала, и результат не заставил долго ждать. Ведь что такое тренировка? Надо заставить организм страдать, страдая, он приспосабливается к этой нагрузке, но ему надо немножко помочь — массировать, еды дать и т. д. Тренаж, тренировка — это очень сложное, постоянное сочетание вот этой нагрузки, отдыха, которые очень умело должны переплетаться, потому что нельзя всё время жёстко и интенсивно тренироваться. Для того, чтобы интенсивность усвоилась, она должна усвоиться в очень спокойной, медленной и неторопливой работе, тогда происходит усвоение.

Я убежден, что в рабочем цикле все то же самое. Любая работа имеет три фазы: подготовка к работе, работа, отдых. Я сейчас рассказываю вещи, которые вы должны воспринимать, как повод для размышления, ибо прямых аналогий нет.

Поговорим о постановке цели. Кто выигрывает, кто проигрывает? Я думаю, что выигрывает тот, кто угадывает тенденцию. В 60-х годах, за рубежом я увидел, что американцы из больших городов стараются уехать в пригород, на работу добираются на электричке, в пределах часа, и это нормально. Я приехал в Москву, и думаю: срочно, срочно надо переезжать в ближайшее Подмосковье... и уехал. Купил участок земли, дом, женился, потом благополучно разошёлся, всё это оставил, сейчас там живёт мой сын. Тогда мне казалось, что всё это очень дорого стоило, а недавно мне сын говорит: «Пап, ты знаешь, сколько стоит наш участок?». Я: «Сколько?». Он говорит: «Больше миллиона». Ловить тенденции, чувствовать их, замечать — это, конечно, сила. В России это особенно важно, потому что здесь деньги делают не благодаря системе, хорошему менеджменту, хорошей работе компании, а вопреки, т. е., попав в струю. А что такое струя? Это тенденция! В этом и счастье, и ужас российского рынка. Если у нас делать всё правильно, ты никогда не достигнешь цели. Здесь должны выступать не только люди, которые учат, как действовать по правилам, но и те, кто учит, как добиться успеха, действуя против правил. Речь не о нарушении закона, я думаю, вы понимаете, о чем я говорю, а инноватике.

Я бы хотел перейти к понятиям из теории спортивных тренировок, мне так проще (смеется). Опишу вам один из принципов, на которых строится тренировочный процесс. Ответьте мне на вопрос, на что нужно обращать внимание при тренировках: на сильные стороны или на слабые? Что тренировать? Непростой вопрос. Что развивать: сильные или слабые стороны человека? А ответ простой — смотря что вы хотите от человека.

Если у вас цель — сделать из него гармоничную личность, то развивайте его гармонично, т. е. все стороны. А если вы хотите, чтобы он достигал целей, то выясняйте, какие его стороны способствуют достижению поставленных задач, т. е. являются сильными, и упирайтесь в них. Вот поэтому спорт говорит: «СИЛЬНЫЕ стороны надо развивать». У спорта нет цели воспитать гармонично развитого человека, в нем воспитывают человека с постоянной жаждой преодоления преград. Как в бизнесе — не знаю, но предполагаю, что так же, как у нас.

Приведу пример. В этом году на чемпионате мира по легкой атлетике золотую медаль в прыжках в высоту завоевал 23-летний Дональд Томас с Багамских островов. Он тренируется в прыжках всего год, и такие результаты, а до этого играл в баскетбол на своем, багамском уровне. Знаете, в чем секрет? Увидели его сильную сторону — прыжок. Подошли и сказали: «Хватит тебе в баскетбол играть, давай-ка в высоту прыгай, у тебя такой прыжок!» И вот результат. Это потрясающе!

Я считаю, что родители должны детей во все виды спорта подряд отдавать. Пусть ищут свои сильные стороны, от этого всем только хорошо будет.

Подробнее об Игоре Тер-Ованесяне

При ре-публикации материала ссылка на www.trainings.ru обязательна