Эксклюзивное интервью с Эдвардом де Боно.

04.06.2018

“Как только Вы начинаете эффективнее мыслить, Вы начинаете получать качественно иные результаты”

Артамонова Мария, управляющий директор MTI
8 октября 2007 г.

Визитная карточка Эдварда де Боно

Эдвард де Боно — Номинант Нобелевской премии 2005 года, всемирно признанный авторитет в области творческого и концептуального мышления. За последние 30 лет де Боно работал более чем с 50 крупными компаниями, преподавал в университетах Гарварда, Лондона, Оксфорда и Кембриджа.

Автор 58 книг, переведенных на 34 языка, выступал с лекциями в 52 странах мира.

Доктор де Боно работал со многими крупнейшими корпорациями: IBM, Du Pont, Prudential, AT & T, British Airways, British Coal, NTT (Япония), Ericsson (Швеция), Total (Франция), Siemens, Microsoft.

В 1967 году доктор де Боно сфомулировал технологию «латеральное мышление», методику поиска нестандартных идей и новых бизнес — возможностей. Оксфордский словарь английского языка расшифровывает латеральное мышление как «поиск решения проблем нетривиальными и алогичными методами».

Для того чтобы минимизировать усилия по переработке огромных информационных массивов, человеческий мозг работает в режиме постоянного добавления новых фактов, при этом актуализации всего информационного массива не происходит. В результате сопоставления ситуации с уже накопленным опытом выдается шаблонное решение.

Объясняя суть технологии, де Боно прибегает к следующему образу: он просит представить, что человеческая голова — это «кладовка», состоящая из большого количества «полочек», в которой обычно можно без труда найти то или иное решение, посветив в темноте «фонариком». Латеральное мышление позволяет осветить всю «кладовку» сразу. Правильное применение технологичных инструментов инновационного мышления позволяет выйти за рамки предсказуемых моделей и концепций. При этом технология эффективна во всех областях человеческой деятельности.

- Почему Вы считаете, что технологии «Латерального мышления» и «Шести шляп мышления» необходимы для ведения бизнеса в XXI веке?

- В прошлом году я общался с лауреатом Нобелевской премии, который сообщил мне, что считает «6 шляп мышления» высокоэффективным инструментом. Я был также свидетелем того, что на одном очень уважаемом экономическом форуме, проходившем на самом высоком уровне в США, была использована эта технология. К использованию «6 шляп мышления» прибегают в таких компаниях как IBM, Prudential, Shell и др. В результате время совещаний и работы в группах сокращается иногда на четверть.

Компания ABB Finland потратила 30 дней, обсуждая один из своих мультинациональных проектов. Благодаря технологии «6 шляп мышления» теперь менеджменту компании достаточно двух дней для того, чтобы обсудить аналогичный спектр вопросов. В США менеджеры тратят 70% своего времени на совещания, если они станут тратить на 40% времени меньше, можно практически вдвое увеличить административный ресурс без дополнительных затрат. Очень часто люди приходят на совещание, чтобы покритиковать коллег, т. е. они используют свой интеллектуальный потенциал не полностью. Безусловно, критика может присутствовать, но она должна быть обоснованной. Например, когда вы надеваете «желтую» шляпу, вы вынуждены занять конструктивную позицию. Технология «6 шляп мышления» важна для проведения любого совещания. Насколько я помню, в компании Apple совещания отдела продаж проходили исключительно неэффективно, но когда менеджеры стали применять «6 шляп мышления» ситуация кардинально изменилась. Использование этой технологии никогда не бывает чрезмерным. Без принципов «6 шляп» вы рискуете потратить время на непродуктивную дискуссию или увязнуть в споре.

Что означают цвета «Шести шляп мышления»

Белая шляпа - Информация

Красная шляпа - Интуиция и чувства

Синяя шляпа - Управление процессом мышления

Зеленая шляпа - Альтернативы и творческие идеи

Желтая шляпа - Преимущества

Черная шляпа - Угрозы

— Можно ли использовать «6 шляп» не только для оптимизации коммуникации в группах?

— Технология может быть использована для систематизации мышления применительно к любой области знания. Но главное преимущество — экономия времени и максимальное высвобождение интеллектуальных возможностей всех участников дискуссии.

— Как Ваши технологии коррелируют с популярной на сегодняшний день темой Лидерства в бизнесе?

— Настоящее Лидерство — это открытие внутреннего голоса — высвобождение потенциала человеческой личности. Один из способов — максимально задействовать возможности человеческого мозга.

— Эдвард, приведите, пожалуйста, примеры компаний, которые заняли лидирующее положение на рынке благодаря использованию Ваших технологий.

— Канадская компания MDC сэкономила 20 миллионов долларов в первый же год применения технологий нестандартного мышления. Norway Statoil ежедневно в течение трех недель несла затраты в размере 100 000$ из-за технических неполадок на буровой. Ситуация сдвинулась с мертвой точки после проведения бизнес-сессии и через 12 минут они пришли к решению, которое сэкономило компании 10  $. Еще один пример — компания DuPont. Мои технологии помогли возобновить работу над проектом, бюджет которого составлял 30  $.

В основе методик — максимизация мыслительных способностей человека. Если вы умеете нестандартно мыслить, существует возможность совершенствоваться в этом направлении. Я часто получаю обратную связь от известных архитекторов, которые пишут о том, что мои технологии помогают им находить небанальные решения. Если у ас есть потенциал, то почему же не раскрыть его? Не нужно зацикливаться на том, что вы в чем-то несовершенны, нужно развить те способности, которые вы считаете недостаточно развитыми. Всегда нужно исходить из того, что можно стать лучше. Иными словами, если вы водите машину, у которой, допустим, четыре передачи, мы даем вам возможность получить пятую. А если у вас уже есть пять передач — то можно получить машину, коробка которой состоит из шести передач. При этом технологии выполняют функцию «рычага» там, где получить дополнительные возможности непросто — в сфере нестандартного мышления. Мои методы помогают каждому мыслить более эффективно, поэтому, если смотреть на технологии с этой точки зрения, — каждый может стать Лидером.

Одна из небольших текстильных компаний в Аргентине начала использовать мои методики на всех уровнях. Сегодня колоссальный прогресс этой организации очевиден — начав применять мои технологии, за четыре года она выросла больше, чем в десять раз.

Еще пример: по просьбе тренера национальной сборной Австралии по крикету была проведена сессия по технологиям нестандартного мышления, в результате которой Англия потерпела одно из самых сокрушительных поражений в истории этого вида спорта.

В прошлом году я работал с Австралийской футбольной командой Westcoast Eagles. В результате она заняла первое место в национальном чемпионате первый раз после четырнадцатилетнего перерыва.

Южно-африканская сталелитейная компания ISCOR с помощью технологии «Латеральное мышление» выработала более 21 000 идей.

В любой сфере человеческой деятельности как только вы начинаете эффективнее мыслить, вы начинаете получать качественно иные результаты. Качество мышления первично — измените его, и ы сможете создавать принципиально более совершенные бизнес-системы и т. д.

— Эдвард, скажите, пожалуйста, что бы Вы хотели сказать топ-менеджерам России?

— Сегодня недостаточно быть компетентным и следовать установленным правилам. Если вы стремитесь использовать открывающиеся возможности на 100%, упрощать бизнес-процессы, снижать затраты, улучшать качество, получать большую отдачу от маркетинга, разрешать непростые ситуации и даже конфликты, нужно думать по-другому. Человеческий мозг достаточно хорошо устроен для анализа каждодневных ситуаций и формулирования выводов, но недостаточно идеально для того, чтобы создавать концептуально новое.

Меня часто благодарят предприниматели, которые извлекли практическую пользу с помощью моих методов. Один ирландский подросток страдал дислексией еще в школе. Учитель посадил его за последнюю парту, потому что был уверен, что из мальчика выйдет разве что землекоп. Благодаря моим книгам сейчас этот подросток — успешный бизнесмен.

Когда я работал советником по экономическим вопросам штата Виктория, один из участников заседания комитета — профессор Питер Доэрти (Peter Doherty) — выразил мне благодарность за то, что моя технология способствовала переходу его мышления на качественно иной уровень. В результате он стал лауреатом Нобелевской премии в области медицины.

Очень опасно считать, что ваше мышление идеально. С помощью моих методик можно добиться большего. Если вы успешны, то можете увеличить ваш потенциал.

Нельзя останавливаться на достигнутом! Самоуспокоенность ставит под вопрос будущие успехи. Недоиспользование потенциала расточительно. Безусловно, топ-менеджеры обладают большими возможностями, но если они расширят горизонт своего мышления, они получат дополнительный ресурс. Мышление — это инструмент. Он нужен всем — даже полицейским и адмиралам военных училищ.

Обратите внимание делового сообщества России, что технологии «Шесть шляп мышления» и «Латеральное мышление» — сильнейшие активаторы инновационного мышления.

Пример из российской практики

Перед компанией JTInternational, которая занимает первое место на российском табачном рынке, возникла локальная задача разработать промо-акцию для сигарет «Русский стиль».

Предыдущий богатый опыт показывал, что промоакции при одинаковых затратах ресурсов давали разный результат, таким образом было очевидно, что проблема лежит не в организационной или финансовой области, а носит чисто маркетинговый характер.

Необходимо было грамотно сформулировать ключевые посылы для того, чтобы достучаться до целевой аудитории.

В результате была проведена творческая двухдневная сессия «Латеральное мышление» по международной технологии Эдварда де Боно, которую компания MTI представляет в России на эксклюзивной основе.

В работе участвовали не только маркетологи и бренд — менеджеры, но и сотрудники других подразделений, к примеру, ИТ — специалисты, так как технология латерального (инновационного) мышления предполагает, что для того, чтобы найти нестандартное решение, необходимо выйти за рамки, в которых сформулирована конкретная задача. Отсюда — привлечение к разработке менеджеров и разных специалистов.

Первая половина первого дня работы была посвящена детальному прояснению целей и задач промо-акции, а также объяснению концептуальной части технологии.

После того, как фокус был четко определен, команда начала генерировать идеи с использованием многочисленных инструментов инновационного мышления. Эксперт MTI помогал этому процессу в рамках технологии. Затем полученные идеи оценивались и обрабатывались в зависимости от тех требований, которые были сформулированы на первом этапе: «Выбор и определение фокуса».

Итогом работы стали 6 полностью проработанных концепций промо-акций (ключевые посылы, содержание, призы, наброски эскизов и т. д.), готовых для реализации.

Беседовала с доктором де Боно Мария Артамонова, управляющий директор компании MTI.

При публикации материала ссылка на www.trainings.ru обязательна с сохранением всех активных ссылок в тексте.