Интервью с руководителем Школы Корпоративного Тренинга В. Летуновским. Бизнес через призму системы Суворова

Евгения Скиба, главный редактор, Trainings.ru 
28 мая 2007 г.

После публикации интереснейшей статьи Вячеслава Летуновского об управленческой системе Александра Суворова Trainings.ru заинтересовался этой темой. На форуме тогда еще «старой» версии портала Trainings.ru была развернута горячая дискуссия на тему, влияет ли национальная культура на успех той или иной бизнес-концепции. Обратившись к жизнеописанию одного из известных деловых людей дореволюционной России — Павлу Третьякову, мы нашли массу интересной информации о стиле работы этого человека, его лидерстве, внутренней системе организации и ценностях. К кому бы из гениев своего времени мы не обращались, будь-тоКонстантин Жуков или Владимир Маяковский, мы находили «непаханое поле» работающих идей и эффективных систем, вполне применимых в бизнесе сегодняшнего дня.

Александр Суворов, изученный Вячеславом Летуновским, имел потрясающую управленческую систему, которая может претендовать на свое приложение к практике современного менеджмента. «Одна минута решает исход баталии, — говорил Суворов, — один час — успех компании, один день — судьбы Империи». Суворов подчеркивает необходимость быстрой реакции на действия противника. Появление войск Суворова всегда были полной неожиданностью для его соперников. Для достижения Быстроты Александр Васильевич, во-первых,старался поддерживать себя в хорошей физической форме, во-вторых, всегда тщательно продумывал варианты развития событий. В-третьих, всегда грамотно и своевременно умел мотивировать своих воинов: «Богатыри, неприятель от нас дрожит!».

«В современном бизнесе очень важна способность руководителя максимально быстро реагировать на ситуацию, подводя к заключению сделки, даже рискуя не обеспечить ее соответствующими ресурсами, — считает Вячеслав Летуновский. — В то же самое время насущной необходимостью становиться возможность мгновенной мобилизации всех доступных сил и их сбора в один единый кулак — еще один принцип, дополняющий Быстротуи неоднократно подчеркиваемый Суворовым. „Не разбрасывайтесь!“, всегда сохраняйте за собой возможность быстрой концентрации вверенных Вам подразделений для решающего удара. Иными словами, речь идет о предусмотрительности руководителя, заключающейся в способности бросить в ход резервы, либо быстро привлечь резервы со стороны».

Узнав, что в июне Вячеслав Летуновский проведет тренинг, основанный на управленческой системе Суворова, Trainings.ru задал несколько вопросов автору о происхождении самой идеи опоры бизнес-обучения на национальную культуру и перспектив ее развития.

Вячеслав Владимирович, как родилась идея сделать тренинг по эффективности руководителя на основе русской истории?

Как любой интересующийся своей историей и культурой человек, я не раз сталкивался с любопытными фактами из жизни Александра Суворова. Суворов резко выделяется среди управленцев своего времени. Во-первых,у Суворова была выстроена очень продуманная и значительно опережающая свое время система управления. Во-вторых, на фоне господствующей в то время палочной системы Фридриха Прусского, его любовь к солдатам и постоянная забота о них была явлением очень не ординарным.

По моему глубокому убеждению, национальная бизнес-культура может быть эффективной только при условии глубокого укоренения в национальной культурно-исторической традиции.

Когда в 50-х в Японию приехали американцы Джуран и Деминг с семинарами по менеджменту качества. Встретив со стороны японцев мощнейший культурный отклик (стремление к совершенству у японцев в крови) менеджмент качества дал в Японии такой пышный рост, что через 10 лет. Уже вся Америка училась у японцев этому самому менеджменту качества.

Американцы эффективны в бизнесе — потому, что они американцы, японцы, потому, что они японцы, китайцы потому, что они китайцы. Их бизнес культуры эффективны именно потому, что прочно укорены в национальной культурно-исторической традиции. Мы всегда будем на шаг, на два, на три, на четыре позади наших основных конкурентов на Западе и Востоке, если только не обретем собственную твердую почву под ногами.

Какие выводы Вы сделали, анализируя стиль руководства российских лидеров?

Большинство эффективных российских лидеров имеют в своем управленческом стиле некоторые следы авторитарности и патриархальности, и тому есть вполне объективная причина: 70% современных топ-менеджеров в России — это собственники компаний, а собственник априори будет относиться к компании с родительской позиции, и бороться с этим бессмысленно. Это свойственно не только нашим собственникам, а и любым другим, возьмем, к примеру Форда, Хьюлетта Паккарда или Уэлша.

Может, другие лидеры еще не появились?

И да, и нет. Я предлагаю посмотреть на это явление с другой стороны, а именно с точки зрения эффективности работы компании, при чем важно отметить, что речь идет не только о работе, но также о существовании вообще и выживании. Если взять советский период, то его лидеры были еще более авторитарными, ибо среда этого требовала. Мой главный вывод: не нужно бежать впереди паровоза. Возможно со временем, когда у нас станет меньше собственников, а больше наемных менеджеров в высшем руководстве компаний, демократический стиль управления найдет более широкое применение и станет более эффективным. При чем это будет уже другая государственная среда.

Есть очень интересная концепция живой организации Ари де Гиуса, одного из топ-менеджеров компании Shell. Он полагает, что корпорация обладает своей целостностью, субъектностью, она живет как отдельный живой организм. Это необходимо учитывать, например, при слиянии и поглощении. У компании может подниматься температура, ее может лихорадить, а может и случиться несварение. У компании есть иммунная система. Она может принимать, а может и отталкивать чужие организмы.

Уж коль мы рассматриваем компанию в метафоре живого организма, то она должна иметь органы, каждый из которых имеет свою миссию. Руководитель, как верхнее звено, является одним из органов и тоже должен выполнять свою миссию. В контексте текущей ситуации России, учитывая наши культурные особенности, тип лидера обладает характеристиками авторитаризма. Значит, этот тип в данной ситуации наиболее эффективен. Однако, это уже не тот кондовый авторитаризм, который был у нас в советское время, он несет в себе гораздо больше демократических компонентов. Может быть, и сам термин авторитаризм к этому стилю не очень подходит, это не X и не Y и не Z, это что-то свое наше русское.

Ваша идея интересна и патриотична, почему она не получает широкого распространения среди наших тренеров и разработчиков программ?

Причина заключается в отсутствии базовой методологии бизнес-обучения. Мы используем в нем западные методологии, инструменты и технологии. Наши западные коллеги делятся с нами своими наработками только отчасти бескорыстно. Ведь, отдавая нам свои технологии, они транслируют нам свою систему ценностей, разрушая при этом нашу самобытность, так называемую нижнюю часть айсберга.

А своих достойных методических наработок в сфере бизнес-образования у нас очень мало, и это тоже вполне объяснимо, ведь историия бизнеса в нашей стране еще очень молода. Мы пока еще очень гордимся 10 и 15 летним стажем в бизнесе, а для Запада это смешно.

Получается, что перевести на русский язык и немного адаптировать методики или упражнения проще, чем разрабатывать свои?

Дело не в том, что проще. Многое упирается в деньги. Вот, например, мой тренинг по Суворову рождался год. Сюда включено время, пока я набирал материал, анализировал информацию и, собственно, творил. Когда приходит запрос от клиента, тренер берет западную литературу, наработки, подбирает упражнения, переводит их, и тренинг готов. При хорошем раскладе можно уложиться в 3—4 дня. Для того чтобы использовать отечественный материал, основанный на национальной культуре, необходима развитая база. Ее нет.

Для наработки своей базы, своих материалов должны быть созданы профессиональные сообщества. В одиночку с этим не справиться.

У Вас есть единомышленники?

Конечно, тема лидерства в России не нова. Я не одинок в изучении характерных черт лидеров нации, их стилей руководства, подходов и ценностей. Хорошо известна книга Станислава Шекшни о методах управления персоналом в современной России. Недавно была издана книга, авторы которой выделяют 40 наиболее эффективных менеджеров России.

Если говорить о единомышленниках, с которыми я лично знаком, то их немного, и они разобщены. Я уверен, что есть люди, которые очень русифицировать бизнес-тренинги. Есть теще один нюанс, который мешает нормально развивать это направление. Дело в том, что в патриотической среде много не совсем здоровых людей.

Жизнь и деятельность кого из выдающихся отечественных лидеров Вам было бы интересно исследовать для дальнейшего включения в свои программы?

Сейчас мое внимание сконцентрировано на нашем «золотом веке». Очень привлекает фигура Ломоносова — в нем много русского. Михаил Васильевич построил научную школу в России, которая позволила не только догнать Запад, но и в некоторых областях обойти его.

Личность Петра I, бесспорно, лежит в зоне моего внимания. В планах исследовать жизнь таких личностей как Демидов, Морозов Столыпин.

Как некую аналогию бизнесу я рассматриваю армию и военное дело, поэтому фигуры Ушакова, Жукова мне также интересны. Как говорится, было бы время, а достойных для исследования примеров очень много

Практика советского периода у меня не очень обжита. На данный момент мой интерес привлек Капица. Да и современный период тоже уже достоин самого пристального интереса.

Можно ли выявлять национальные традиции в советском периоде?

Можно. Это в любом случае наша история.

Я помню, что Ваша абсолютно мирная идея, касающаяся личности А. В. Суворова и озвученная на форуме Trainings.ru, вызвала бурную дискуссию. Считаете ли Вы, что обращение к личности Ленина или Сталина вызовет еще более неоднозначную реакцию?

Было бы к делу и к месту. И у Ленина и у Сталина бесспорно есть чему поучиться, однако в их лидерских стилях есть и такие черты, которые лично для меня абсолютно неприемлемы. Глеб Архангельский в одном из своих тренингов по тайм-менеджменту рассказывает историю о технологии управления отдыхом. Он приводит пример, когда Сталин заметил, что начальник Генерального штаба Василевский очень мало спит по ночам, отдавая себя работе. Тогда он в приказном порядке назначил ему определенное количество часов посвящать сну и представил к нему часового. Правда, когда Сталин звонил с проверкой, часовой отвечал, что Василевский спит, в то время как тот отвечал на письма и работал с документами.

Какой ценностью, по Вашему мнению, обладает обращение к национальной культуре для потребителей бизнес-обучения? Какие преимущества оно дает бизнесу?

Вернемся к отношениям американцев и японцев в случае с менеджментом качества. Концепция управления качеством живет в японской душе, поэтому она так укрепилась и распространилась у них. Мы знаем, что приживаемость чужих технологий не очень высока. Необходимо брать нечто близкое, аутентичное культуре нации. Учет национальной специфики позволит нам подобрать наиболее эффективный управленческий инструментарий, который, в свою очередь, даст возможность сделать скачок, прорыв.

Мы говорим, что характерными чертами русской деловой культуры является творчество, интуиция, но пока об этом трудно судить и на это трудно опереться при разработке и проведении обучения.

Какие Вы видите перспективы в использовании озвученной Вами идеи?

Вы знаете, после мюнхенской речи Путина я заметил очень серьезные перемены в своей собственной душе и в душах многих других людей, которых вижу вокруг и с которыми постоянно общаюсь. Я вижу, что наконец люди перестали стесняться, что они русские. У наших людей заметно укрепилось чувство национального достоинства. Я много езжу по стране и вижу своими глазами, как поднимаются регионы, определенный рост чувствуется по всей России. Все это база, основа для развития и распространения озвученных в нашем разговоре идей. Поэтому я могу сказать, что тенденции позитивные.

Но для того, чтобы оздоровить свои культурные традиции, нам необходима серьезная работа и сильная гражданская позиция. А это будет предполагать некоторую жертвенность своими личными интересами: русский бизнес-тренинг нужно создавать полгода, а готовый западный можно тиражировать за неделю, но эта работа бесспорно окупится сторицей, если не деньгами, то личной удовлетворенностью.

Вячеслав Владимирович, спасибо за беседу, желаю Вам успехов в разработке тренингов на основе российской истории.

Дополнительная информация:

· Тренинг В. Летуновского: Наука побеждать. Управленческая система Суворова в практике современного менеджера;

· Обзор дискуссии форума: Русские традиции в обучении персонала и развитии лидерства: за и против;

· Статья В. Летуновского: «Наука побеждать» в практике современного руководителя.

При перепечатке материала ссылка на www.Trainings.ru обязательна.