Как социальное консультирование помогает бизнесу решить задачи

06.06.2018

Роман Паткин, РП Консалтинг, специально для Trainings.ru
10 августа 2007 г.

«Почему люди вместо того, чтобы быть счастливыми, тратят все силы, чтобы не быть несчастными?» («Империя Ангелов», Вербер)

Всем известна истина — мы создаем себе те условия, которые хотим, и находимся в них, потому что нам нравится.

Всем известна и другая истина — проблемы мы выдумываем себе сами. Происходит это потому, что нам скучно. Или точнее выразиться, мы не чувствуем интерес.

У одних проблема — как заработать денег, у других — когда все это тратить, у третьих — как это сохранить. Все постоянно чем-то заняты, у всех в арсенале есть «глобальные» проблемы. Решив одну, мы начинаем искать другую, более сложную.

Мне кажется, это происходит по двум причинам:

1. человек боится себе признаться в том, что он не хочет выполнять ожидаемую от него обществом роль, например: мужчина — мужественный, бизнесмен — успешный, женщина — мать и т. д.

2. человек не задается вопросом «Что я на самом деле хочу?»

Из практики социального консультанта. Пример 1

Успешно работающая компания, достойная команда топ-менеджеров, структура отлажена, все работает, как часы.

В офисе появляется генеральный директор (собственник), и обстановка становится, как при военных действиях — крик, шум, распоряжения, замечания и т. д. Час «войны» проходит, наступает перемирие, босс сидит в кабинете, все спокойно работают.

В разговоре с консультантоми директор, правда, говорит, что ему банально не хватает внимания. Идем дальше. Оказывается, он, вполне состоятельный, построивший не один успешно работающий бизнес, несет обиду много лет — от него ушла жена со словами «Чтоб тебе стать нищим». Нет худа без добра — по его словам «Это помогло мне всего добиться, за что я ей благодарен». Но остался не решенным один, важный для него вопрос — а что дальше? Он добился успеха в бизнесе, доказал, что теперь он состоятельный человек, но вот рядом почему-тоникого нет (жены, подруги).

Одному ему некомфортно, а цель всех его усилий в бизнесе — создание условий, чтобы не быть одиноким, но признаться в этом самому себе очень тяжело.

Именно поэтому для него невозможно находиться на людях в естественном состоянии, когда человек открыт к заботе и вниманию. Именно поэтому сразу надевается маска агрессора, гоняется весь персонал, рушится все, что им создано.

Описанная история ясно описывает, что создаваемый сценарий жизни далек от желаемого. Лишь честно посмотрев на то, что с нами происходит, выйдя на свое глубинное состояние, мы узнаем, что действительно представляет для нас ценность. Увидеть свой настоящий, глубинный интерес — это возможность изменить свою жизнь.

Задача консультанта по социальному сопровождению — создать условия, в которых человек сможет выйти на понимание своих глубинных мотивов, научить, а точнее помочь вспомнить забытое состояние ребенка, когда весь мир перед нами, и нет ничего невозможного. Социальное сопровождение может решать как личные, так и бизнес вопросы. В этом, кстати, кроется отличие социального консультирования от коучинга.

Коучинг или социальное сопровождение?

Коучинг, как правило, решает вопросы, связанные с бизнес составляющей человека, его карьерой (здесь я не беру во внимание life коучинг). Мои соображения подтвердили специалисты Института коучинга на одной из своих презентаций. Они прямо говорят: «Купить машину, создать фирму, команду — это коучинг. Если человек говорит вам „Я хочу машину, но не знаю, зачем она мне, будут

ли на меня внимание обращать больше?“, отправляйте его к психоаналитику, пусть он там решит свои проблемы. Потом пусть к нам приходит за достижением целей».

В процессе работы по социальному сопровождению человек учится сам оценивать и регулировать как свое состояние, так и происходящее вокруг.

Задать себе вопрос, например, «Зачем мне это?» — это 80 % его решения, лишь 20% остается собственно на реализацию. Коучи занимаются этими 20%, а 80% занимаются социальные консультанты.

Из практики социального консультанта. Пример 2

Я встретил недавно своего клиента (один из топ менеджеров большой известной компании) и не узнал его. Полгода прошло с тех пор, как завершился наш с ним проект, а человек так сильно изменился.

Изменение были внешние (похудел) и внутренние. В разговоре он упомянул, что толчком к этому послужила наша последняя с ним беседа об отношении человека к самому себе — уважает ли он себя? позволяет себе запускать свой внешний вид? приятно ли ему смотреть на себя в зеркало по утрам?

Я искренне порадовался за человека, было приятно, что я помог ему в этом. У него появился интерес к жизни, к самому себе, к окружающему миру, на работе тоже произошли изменения.

По его словам, сначала люди не понимали, что с ним происходит. Знаете, когда рядом кто-то начинает меняться, люди начинают видеть и свои недостатки.

В этом случае события могут развиваться двумя путями:

1. окружающие тоже начинают меняться, увидев что-то в себе;

2. они начинают загонять человека в старое состояние («не высовывайся, будь, как все, а то и нам меняться...»).

В такой ситуации человеку необходимо опираться на свои глубинные резервы. А если

рядом специалист — он может значительно быстрее и менее болезненно преодолеть

процесс изменений.

Зачем социальное консультирование бизнесу?

Если речь идет о владельце или топ-менеджерах — все понятно. Они раскрывают свой потенциал, что их интересует на самом деле. Как следствие, это отражается на бизнесе — движимый человеком, находящимся в гармонии, он процветает.

Начиная работать с топ-менеджерами, можно переходить потом и на других сотрудников, работая уже в группе.

Например, я проводил несколько таких сессий в одном  издательстве.

Еще пример: на протяжении года я веду питерскую производственную компанию, помогаю решать им комплекс вопросов, связанных с продвижением компании (комплекс маркетинга, рекламы и социального сопровождения), в том числе работаю и с владельцами. Год назад они были довольно скептически настроены против социального сопровождения, но по прошествии времени увидели, как изменилась компания и они сами. Эта оценка идет не только от них самих, но и от клиентов, партнеров.

Роль HR специалиста

Если вы считаете, что социальное консультирование может быть полезно для развития топ-менеджеров и персонала компании,

1. Обсудить с руководителем ситуацию на предприятии, какие вопросы необходимо решить. Донести до него мысль о том, что решать их можно разными способами. Конечно, беседа должна проходить с учетом характера руководителя (HR или T&D менеджер, как правило, этот момент очень хорошо понимают)

2. Предложить пути решения, показав разницу в подходах и итогах, например:

a) решение вопросов своими силами, но в этом подходе есть два минуса — нехватка времени и объективного взгляда, т. к. все видится через отношения изнутри

b) пригласить бизнес-консультанта, коуча. Здесь также есть минус — они решает сугубо бизнес вопросы, не затрагивая человеческие, порой «лечит» лишь остро стоящий вопрос, не уходит в суть проблемы, а это чревато тем, что через какое то время она проявится в более сложном виде;

c) пригласить социального консультанта, который может не только быстро выявить проблемные вопросы и подсказать пути их решения, но и поработает с первопричинами. Если HR или T&D менеджер хорошо понимает суть социального консультирования, он сможет донести до руководителя его преимущества для компании.

3. Организовать встречу социального консультанта с руководителем, где принимается решение о том, подходит ли компания консультанту, а консультант компании.

При перепечатке активная ссылка на www.trainings.ru обязательна