Новинки от провайдеров услуг по обучению и развитию в 2007 году

04.06.2018

12 октября 2007 г.

В 2007 году рынок обучения и развития полон новых интересных решений от провайдеров услуг

На Trainings EXPO`07 экспоненты демонстрировали посетителям свои новинки. Все они стали откликом на возросший спрос со стороны заказчиков на различные методы, формы и технологии обучения, а также на потребность компаний в комплексном развитии компетенций и навыков своего персонала. По данным он-лайнопроса на Trainings.ru в апреле 2007 года около половины российских компаний либо уже создали, либо находятся в процессе создания корпоративной модели компетенций.

Мы проанализировали новые услуги и продукты провайдеров, о которых они нам рассказали. Обозначились несколько областей, где новинок больше всего:

1. программы по развитию навыков продаж и обслуживания клиентов

2. программы по развитию лидерства и компетенций руководителя в целом

3. командообразование

4. личная и профессиональная эффективность

5. программы по развитию кадрового резерва

6. управление компанией

Похоже, именно эти направления обучения и развития являются наиболее актуальными в уходящем году.

Продажи и обслуживание клиентов

Казалось, что человечество придумало уже все, что возможно, в обучении навыкам продаж, и возможностей создать что-то новое уже не осталось. Тем не менее, многие провайдеры, которые предлагают различные программы по развитию навыков работы с клиентами, обновили их в 2007 году. Например, компания «БЕСТ-Тренинг» привнесла много нового в свой тренингово-консалтинговый проект «Управление продажами», сделав упор на комплексную передачу клиентам инструментов и технологий.

Huthwaite Sales Laboratory (официальный представитель английской консалтинговой компании Huthwaite International) представляет программу «Мастер переговоров». Она создана для тех, кто уже обладает богатым опытом продаж. Программа фокусируется на развитии навыков работы в ситуациях, когда на тщательную разработку стратегии и тактики не оказалось времени.

Тренинг-медиа выпустил видеокурс «Все решаемо» совместно с Радмило Лукичем, известным тренером в области продаж. Кроме учебного фильма в курс входит пособие для тренера со сценарием тренинга по этой теме, а также рабочая тетрадь с главными выводами и практическими заданиями. «Все решаемо» действительно дает специалистам в области продаж понимание, как выполнять поставленные планы. В курс входит не только теория продаж, но и анализ построения системы работы с клиентами на примере двух компаний разных отраслей, что подчеркивает единство принципов и универсальность предлагаемых методов. Курс интересен и тем, что в него включены рекомендации руководителям отделов продаж как менеджерам-наставникам — что делать для повышения мотивации подчиненных на достижение нужных результатов.

Конечно, при работе с клиентами не обойтись без презентации. Есть провайдеры, предлагающие тренинги по этой теме с точки зрения, как себя вести при выступлении перед клиентами, но не менее важно создание самих слайдов. Компания Power Lexis — провайдер, который специализируется на обучении и консалтинге в построении «живых» бизнес-презентаций в PowerPoint. В конце 2006 года они вывели на рынок тренинг по обучению верстке презентаций. В течение 2007 года он корректировался и стал законченным продуктом. Учитывая, как много людей ежедневно создают презентации, и как много от них зависит при продажах, целесообразность появления такого тренинга на рынке сложно переоценить.

Ведущий тренер KPG Training Center Ivanova&Lebedeva Дмитрий Болдогоев тоже модернизировал свой тренинг по продажам, включив в него работу с голосом.

Лидерство и менеджерские навыки

Последние пять лет рынок генерировал много программ по развитию лидерства, дискутируя на тему, можно ли эту компетенцию развить, или с талантом лидера рождаются. В 2007 году появились новые интересные программы по развитию этой компетенции и навыков руководителя в целом, где лидерство идет красной нитью.

Марк Кукушкин, лауреат премии TRAININGS в номинации «Бизнес-тренер 2006 года» («БЕСТ-Тренинг»), разработал новую программу по лидерству из 3-х модулей. Она формирует у участников новый подход к управлению, основанному на ценностях компании.

Еще один авторский тренинг для руководителей предлагает Школа корпоративного тренинга В. Летуновского.В 2007 году его автор Вячеслав Летуновский взял за основу российский опыт управления и включил в программу анализ опыта великих русских руководителей, например, Александра Васильевича Суворова.

Компания MTI, наиболее известный провайдер, специализирующийся на программах лидерства, предлагает лицензионную программу «4 Роли Лидера», признанную более чем в 120 странах «золотым стандартом практического лидерства». Прикладная направленность программы "Лидерство: Великие Лидеры, Великие Команды, Великие Результаты«® заключается в том, что ее участники смогут немедленно применить на практике полученные знания и навыки, определить зоны ответственности и каждодневной работы Лидеров применительно к целям и задачам своей организации, получить значимые для развития организации принципиально новые результаты.

Интересные новинки для обучения руководителей предлагает и KPG Training Center Ivanova&Lebedeva - лауреат премии TRAININGS в номинации «Открытие года 2005». Тренинги «Многофакторное лидерство» и «Коучинг для руководителей» — результат кропотливой авторской работы Светланы Ивановой и Карины Олейник. Кстати, на тренинге по коучингу можно получить короткие коуч-сессии от тренеров.

НОУ ДПО Институт коучинга проводил в 2007 году масштабное исследование на тему лидерства среди российских и зарубежных компаний. Что объединяет лидеров компаний? Какая у них мотивация? Какие у них качества? Венцом этого исследования станет международная конференция «Счастье быть лидером» 7 декабря 2007 года. На ней можно будет услышать ответы на все эти вопросы. Так что если в вашей компании идет программа по развитию лидерства, можно для ее участников организовать поездку в Санкт-Петербург на мероприятие по этой теме, чтобы ваши сотрудники получили заряд вдохновения на развитие лидерских качеств.

Глеб Архангельский, директор компании"Организация времени« и наиболее известный тренер по управлению временем, в этом году выпустил новый продукт — тренинг «Тайм-менеджмент для первых лиц». Управление временем для всех лидеров сопряжено с другими вопросами — делегированием, контролем исполнения. Поэтому тренинг Архангельского — это комплексное развитие навыка управления, разговор о том, как повысить эффективность работы сотрудников.

Тренинги по лидерству или обучение менеджерским навыкам в том или ином виде предлагают сейчас практически все провайдеры, если они не специализируются в какой-то одной теме. Похоже, сейчас не должно быть проблем с выбором поставщика на создание комплексной программы развития руководителей. Надеемся, что после посещения Trainings EXPO`07 и при помощи путеводителя, который вы держите в руках, эта задача не вызовет у вас затруднений.

Кадровый резерв

По данным он-лайн опроса Trainings.ru весной 2007 года у 28.6% компаний программы по развитию кадрового резерва идут уже не первый год, еще 13% только ее запустили и ждут результатов, а 11,7% респондентов находятся на стадии ее разработки. Таким образом, более половины компаний вовлечены в вопрос управления талантами (кадровым резервом) в том или ином объеме.

Вполне разумно предположить, что поставщики услуг по обучению и развитию должны откликнуться на потребность компаний в создании «скамейки запасных».

Действительно, многие провайдеры предлагают программы по развитию резерва в том или ином виде, но мало кто предлагает эту услугу как комплексное решение.

Например, компания «БЕСТ-Тренинг» предлагает программу развития Кадрового резерва, которая позволяет решать вопросы мотивации молодых сотрудников, повышать уровень инновационности руководителей и экономить временные и финансовые ресурсы на поиск новых сотрудников на управленческие должности.

По прогнозам экспертов Trainings.ru в 2008 году на рынке произойдет рост предложений по комплексному подходу к развитию кадрового резерва со стороны провайдеров.

Командообразование

В российской практике T&D (training and development) направление корпоративных мероприятий сильно ассимилировало тимбилдинг. В результате этого процесса в 2007 году направление командообразующих мероприятий окончательно структурировалось, и на рынке наиболее распространенными стали 3 формата:

1) традиционные корпоративные мероприятия, например, Новый год, в формате концерно-развлекательной программы с «легкими командообразующими развлечениями»

2) командообразующие мероприятия с выездом на природу (или аудиторные), цель которых — «напомнить сотрудникам, что они любят друг друга» или «поближе узнать коллег». Такие мероприятия полны веселья, забав, сотрудники играют в квесты, сказки, отдыхают. Этот вариант самый популярный, но у него есть одно «НО» — недолговечный результат. Чаще всего такие мероприятия приурочены ко Дню рождения компании

3) серьезные программы по тимбилдингу, где людей реально учат работать в команде. Там не все так весело, как в предыдущем формате. Идет разбор полетов, дается обратная связь, сотрудники обсуждают, что им нужно делать и какими быть, чтобы их коллектив стал командой. В России такие мероприятия проходят чаще всего не в аудиториях, а в формате туризма, порой, экстремального.

Откликаясь на потребность заказчиков в повышении ценности командообразующих мероприятий, интересное решение предлагает компания ARS VITAE — командное мероприятие по созданию «Корпоративной летописи». Ее авторами могут стать разное количество сотрудников — от 5 топ-менеджеров до 250 человек (все сотрудники или, например, все менеджеры). С помощью специально организованной процедуры участники создают летопись компании. Она обязательно включит в себя информацию о ценностях и традициях, ключевых событиях. Летопись будет легко и интересно читать, она будет обладать художественной ценностью. Как утверждают создатели этого продукта, мероприятие создаст эффект командообразования, когда сплочение участников происходит на глубоком ценностном уровне. Этот вид тимбилдинга относится к разновидности «легких», но у него есть безусловный плюс — на выходе, кроме настроя на работу в команде, компания получает нечто, что можно «подержать в руках» — свою летопись.

«Команда — есть!» - так называется новая программа командообразования через покорение гастрономических высот от компании KPG Training Center Ivanova&Lebedeva. В 2007 году провайдер открыл целое направление «Креативный тимбилдинг или Корпоративный креатив», реагируя на возросшую потребность заказчиков в нестандартных подходах к командообразующим мероприятиям. Автором и ведущим этого направления является Анна Глотова.

Эксперты компании Action Space Training Group (ASTG) считают, что «...количество запросов по интеллектуальной и систематической работе по развитию команд в несколько раз превышают запросы на физические командообразующие упражнения. Компании становятся нацеленными на долгосрочный прогнозируемый результат, на практическую и измеримую пользу от вложенных в мероприятие средств для их бизнеса». Это действительно так. По прогнозам экспертов Trainings.ru в 2008 году количество «интеллектуальных» командообразующих продуктов возрастет, а активные мероприятия, которые получили расхожее название «веревки», займут свое почетное место, дав дорогу другим формам работы над сплочением коллектива.

Управление компанией

Это направление обучения и развития персонала очень близко к теме развития менеджерских навыков, но охватывает более стратегические вопросы. В нем также есть некоторые новинки.

Например, Корпорация «Бизнес-мастер» справедливо считает, что наиболее эффективно управление компании на основе ее ценностей. Поэтому во все направления своей деятельности в 2007 году они привнесли новизну. Например, появились тренинги «Эффективное взаимодействие и развитие на основе ценностей», «Построение бренда на основе ценностей» и «Управление компанией на основе ценностей». Такой же подход специалисты компании используют и при проведении корпоративных мероприятий. Например, для ГК «Веда» при внедрении в компанию ценности «Лидерство» была проведена конференция, на которой известный деятель Ирина Хакамада представила свои 15 характеристик лидера.

Счастливый союз тренинговой компании ASTG и Московской школы бизнеса при МТПП создал новинку в обучении руководителей — «открытый консалтинг». Студенты программы МВА в МШБ МТПП под руководством консультантов компании ASTG прямо на занятиях анализируют свой бизнес и разрабатывают стратегию, а затем пробуют изменения в своих организациях. Получается, что студенты МВА не только получают теоретические знания, но и практику стратегического управления при поддержке консультантов и тренеров ASTG.

Компания Business Training Russia, лауреат премии TRAININGS в номинации «Компания года 2006», ежегодно предлагает новые бизнес-игры собственной разработки. В 2007 году для обучения менеджеров появились Focus-on-Strategy и Carries.

Первая позволяет моделировать любой бизнес с помощью изменения основных модулей — корпоративная стратегия, стратегическое и тактическое управление HR, стратегическое и тактическое управление торговым маркетингом, основы финансов и основы управления созданием продукта. Carriers — бизнес-симуляция, моделирующая взаимодействие между партнерскими компаниями (например, между клиентами и поставщиками). Данная симуляция поможет понять приоритеты другой стороны и, наконец, на собственном опыте увидеть, что сотрудничество часто выгоднее соперничества.

Личная и профессиональная эффективность

В 2006 году международная компания Develor Training and Consulting провела тендер на право представлять ее интересы в России. Выиграла тендер компания BI&R Consulting, пополнив тем самым ряды компаний-лицензиатов на российском рынке T&D. В результате в России появилась еще одна новинка — программа Insights по развитию личной эффективности. В основе лежит определение типа личности по четырем цветам на основании специального теста. Все участники программы получают свой личный цвет, определяющий модель поведения, и отчет. Далее на основании отчета проводится тренинг личной эффективности, который на практических примерах показывает, как находить взаимовыгодные пути решения при общении с подчиненными, клиентами, коллегами и партнерами, учитывая их тип личности.

Компания «Арсенал» всегда отличалась инновационными программами, программами «нового поколения». Такие программы дают возможность и авторам, и участникам работать на стыке самых разных областей деятельности. Например, музыкальные семинары — микс тренинговых технологий и музыки, корпоративный театр — соединение тренинговых и театральных технологий, интеллектуальный туризм — проведение семинаров в другой географической и социокультурной среде, что позволяет участникам получить более мощный и глубокий эффект от программы

Первой программой «нового поколения» стал тренинг «Пространство для развития», позволяющий осуществить переход на новый уровень, расширив свое сознание. «Никакая учеба не будет эффективной без расширения сознания. Этот тренинг — ключ к любому обучению», — считает автор программы и генеральный директор «Арсенала» Булавин Виталий. Продолжить переход на новый уровень позволяет тренинг «Открытость новому», цель которого — разработка собственного способа поведения в информационной среде, адекватного личности участника и его главным жизненным ценностям, целям, задачам.

Еще пару лет назад тренинги по личной эффективности стойко ассоциировались с тренингами личностного роста, репутация которых была сомнительной. Но, как ни крути, без личной эффективности не будет эффективности общекорпоративной, поэтому провайдеры продолжают искать формы развития персонала, не вызывающие стойкой неприязни, которую создали на рынке некоторые программы личностного роста.

Например, компания ASTG с осени 2007 года открывает социальный проект — Центр профессионально-личностного развития «Золотой шар». Его создатели уверяют, что он «...принципиально отличается от формата „Life spring“ и им подобных. Это развитие не через унижение и жесткость, но через искреннюю веру, любовь, дисциплину, работу над собой».

Наблюдая за развитием тренингов личностного роста в России и их проникновением в корпоративную среду, эксперты Trainings.ru полагают, что такие программы будут принимать все более и более мягкие формы. Через 3—4 года они окончательно войдут в бизнес-тренинг как фрагменты программ развития мягких навыков — коммуникаций, построения отношений, постановки целей, планирования и т. д., т. е. всех тем, которые, так или иначе, затрагивают ценности и шкалу приоритетов человека.

Новые технологии в обучении

Российские специалисты, как и их зарубежные коллеги, оценили преимущества смешанного обучения по сравнению с фрагментарными тренингами и семинарами. Обычно смешанное обучение состоит из он-лайнкурсов (дистанционных и на базе РС) и аудиторных занятий.

Провайдеры не перестают удивлять количеством новинок в сфере он-лайн обучения.

Например, компания «Бизнес девелопмент» предлагает в 2007 году новинку — редактор и проигрыватель учебных курсов. С его помощью можно монтировать презентации и учебные курсы. Он представляет собой компьютерную программу с новым мощным движком и тремя активными окнами, позволяющими одновременно проигрывать видео и демонстрировать слайды с возможностью вставки в них флеш-анимации.

Все больше компаний внедряют у себя системы управления обучением (LMS, Learning Management Systems). HR-лаборатория Human Technologies предлагает своим клиентам новинку — Систему Дистанционного Обучения (СДО-ЛК). С ее помощью можно создать учебное пособие, разбить его на отдельные уроки; делать рассылку; регистрировать обучающихся и сделать возможным саморегистрацию; давать задания для контроля знаний (в форме он-лайн тестов); вести ведомость успеваемости.

На российском рынке e-learning есть несколько факторов, препятствующих активному внедрению дистанционного обучения, один из них — слабая административная поддержка обучающихся (системы напоминаний и контроля учебы). Новинка компании Human Technologies нацелена устранить это препятствие, тем более что СДО-ЛКне требует никаких специальных технических знаний.

Управление проектами

На российском рынке обучения и развития тема управления проектами была всегда так же популярна, как и тренинги по продажам.

Среди провайдеров, предлагающих обучение ведению проектами на основе мировых стандартов PMI, Группа компаний ПМСОФТ — один из самых заметных. Университет управления проектами Группы компаний ПМСОФТ в мае 2007 года представил два новых программных продукта — PM.contract для управления договорным обеспечением проекта и PM.procurement для управления поставками и закупками оборудования. Базовый курс по этим продуктам — одна из ключевых новинок Университета в 2007 году. Также Университет предлагает своим клиентам курсы повышения квалификации в управлении проектами, рассчитанные на 2 года (6 модулей) и 72 часа. Создатели курса утверждают, что его уникальность — в балансе теоретических знаний project management и практических навыков использования профессионального программного обеспечения Primavera. Все программы Университета зарегистрированы Институтом Управления Проектами (PMI).

Новинки для HR и T&D специалистов

Провайдеры услуг по обучению и развитию предлагают новинки не только в обучающих программах. Например, Школа корпоративного тренинга В. Летуновского открывает с осени 2007 года новый клуб по оценке персонала. Его принципиальное отличие в том, что он узкоспециализированный и посвящен только вопросам оценки. Создатели клуба ставят перед собой много задач. Одна из них — информирование членов клуба о новейших мировых тенденциях в оценке персонала, новых технологиях и литературе на эту тему. Безусловно, работа клуба станет вкладом в развитие культуры оценки персонала и формирование наиболее эффективного и адекватного для российского бизнеса набора технологий и процедур оценки персонала.

Кроме того, Школа корпоративного тренинга В. Летуновского предлагает новый формат взаимодействия с заказчиками открытых тренингов. Теперь у специалистов по обучению есть возможность самим участвовать в составлении расписания открытых мероприятий школы. Для этого нужно заполнить заявку и указать желаемые даты. Сотрудники школы проанализируют заявки и составят расписание наиболее актуальных тренингов. Кроме того, всем желающим будет выслана программа на согласование, чтобы тренинг был максимально полезен, насколько это позволяет открытый формат.

Если вы сами проводите тренинги и используете в них различные игры, вам может быть интересна новинка компании ARS VITAE. Специалисты компании создали программу по игромоделированию. Она будет полезна всем, кто желает систематизировать и углубить знания в области создания игр (деловых, ролевых, имитационных, метода кейса), познакомиться с оригинальными идеями в этой сфере, попробовать создавать игры по специальным алгоритмам.

Если вы сами создаете тесты для проверки знаний вашего персонала, вам будет полезен новый курс «Квалификационное тестирование персонала», созданный компанией Human Technologies. В течение 10 уроков вас не просто научат, как создавать тесты, но будет возможность получить личную консультацию автора курса А. Г. Шмелева по вашему курсовому проекту по созданию образца теста.

Для всех, кого интересует развитие своей карьеры в управлении персоналом (HR) или обучении и развитии персонала (T&D) эксперты крупнейшего кадрового холдинга Анкор предлагают новую услугу — консультации по развитию карьеры. Если вы не успели получить такую консультацию на Trainings EXPO`07, вы можете связаться с сотрудниками «Анкор» после и получить ценные советы.

В 2007 году поставщики услуг по обучению и развитию выпустили на рынок много новинок. Если сравнивать с 2006 годом, их число очень велико. Это лишний раз подтверждает, что обучение персонала в России развивается семимильными шагами.

Кстати, по данным он-лайн опроса на Trainings.ru в начале 2007 года, у 43% компаний в этом году увеличились бюджеты на обучение персонала.