Нужно ли компаниям корпоративное T&D издание?

01.06.2018

Евгения Скиба, главный редактор, Trainings.ru 
26 ноября 2007 г.

В России три четверти существующих корпоративных СМИ (73,2%) ориентированы на сотрудников. Таковы результаты исследования, проведенного журналом Советник, одноименным интернет-порталом, Гильдией корпоративных СМИ, Ассоциацией менеджеров России и IABC в 2006 году.

Согласно этому исследованию, приоритетной аудиторией считаются рядовые работники, затем — руководители среднего звена. Топ-менеджеры на третьем месте. Только одна четверть СМИ (26,8%) ориентируется на внешние аудитории: в равной степени на клиентов и партнеров.

По прогнозам экспертов, число корпоративных изданий или, как их еще называют, CP (corporate publishing), ориентированных на сотрудников, будет расти, также будет улучшаться их качество (концепция, контент, дизайн и т. п.).

Общее корпоративное издание (в данном материале под изданием я буду понимать газету, журнал или он-лайниздание в интранете, с регулярно обновляемым содержанием — новостями, статьями, заметками и т. д.) давно уже не воспринимается новшеством. Его имеют все крупные компании и практически все компании среднего масштаба. В 2007 году сразу несколько компаний заявили о желании или намерении запускать свое собственное специализированное (мы рассматривали только HR или T&D) издание. На сегодняшний день нам известно о «Вестнике HR» в компании «Росгосстрах». А также в августе 2007 года «РЕСО-Гарантия» выпустила первый номер журнала «Университет РЕСО».

Первый вопрос, который возникает при анализе подобных инициатив, это связь между корпоративным T&D изданием и Корпоративным университетом (КУ). Иными словами, если у компании есть КУ, то потребность в таком издании имеется, и наоборот, если система корпоративного обучения еще не готова называться КУ, то и потребности в специализированной прессе/он-лайн издании — нет.

Следует сразу определиться, что именно в рамках этого материала мы будем понимать под Корпоративным университетом. Предлагаю не дискутировать над разными дефинициями, а принять то, что дает нам рынок: под КУ мы будем понимать именно то содержание, которое имеется в конкретном Корпоративном университете конкретной компании.

Итак, обязательно ли Корпоративному Университету иметь собственное издание по обучению и развитию?

С таким вопросом Trainings.ru обратился к своим экспертам. Александр Бражник, менеджер программ Mars University, считает, что дополнительная, собственная пресса корпоративному университету не нужна, если учесть, что компания покрывает бизнес-коммуникации и выпускает хорошее и качественное общекорпоративное издание. «Очень важно, — продолжает Александр Бражник, — чтобы коммуникация по обучению была сонаправлена с бизнес-коммуникацией и общекорпоративной коммуникацией. Под бизнес-коммуникацией мы понимаем стратегию компании, периодическую отчетность (внешнюю и внутреннюю), бизнес-презентации, а корпоративные каналы представлены периодическими изданиями корпоративной прессы, интернет-порталом и широкой сетью интранет-ресурсов».

Не видит связи между наличием Корпоративного университета и специализированного внутреннего издания по обучению начальник отдела обучения и организационного развития компании IBS Яна Кудрявцева:«Зачастую структура, называющая себя Корпоративным университетом, не имеет под собой классического наполнения. Наличие в компании отдельного T&D издания, связано, скорее, с тем, какой вес компания отводит обучению и насколько возможны и эффективны другие каналы коммуникации».

Евгения Туйкина, менеджер по информационной поддержке Билайн Университета, привязывает наличие издания по T&D к уровню зрелости системы обучения. «Такое издание может появиться только на определенном этапе зрелости системы обучения или Корпоративного университета и организационной зрелости в целом».

Джемир Дегтяренко, исполнительный директор Ассоциации корпоративных медиа России (АКМР), генеральный директор ИД «МедиаХаус» считает, что обзаводиться специализированным печатным изданием бессмысленно, особенно при наличии общекорпоративной прессы. «Если компания имеет внутрикорпоративное издание, а новая задача заключается только в информировании сотрудников о деятельности корпоративного университета, то, на мой взгляд, есть два решения. Первое — приложение к внутрикорпоративному изданию; второе — отдельная рубрика на страницах издания.

Тема, которая волнует редакторов внутрикорпоративных изданий, — это оценка эффективности, возврат вложенных денег компанией на издание корпоративного СМИ. Сегодня каждый решает этот вопрос самостоятельно».

Однако есть и другая точка зрения: «Корпоративное издание по T&D — это не показатель зрелости системы обучения, а прогрессивный метод воздействия, — считает Юлия Пшеницина, руководитель отдела обучения и развития персонала компании DHL International  — Мы живем в век коммуникации».

Век маркетинговых коммуникаций

Среди функций Корпоративного Университета, по данным исследования компании «Амплуа-Брокер» для компании Марс (май 2007 года), числится функция коммуникаций и маркетинга.

Функция маркетинга и коммуникаций КУ состоит из следующих задач:

1) информирование целевой аудитории о возможностях обучения;

2) прозрачность системы записи на программы обучения;

3) мотивирование сотрудников на обучение через истории успеха и т. п.;

4) укрепление статуса обучения в компании и т. д.

Задачи могут отличаться и дополняться в зависимости от целее компании.

«Через эффективные коммуникации можно достичь большего, чем через обычное проведение программ, — считает Юлия Пшеницина. — Обучение в компании нуждается в маркетинге. Специализированное издание в области обучения как раз дает такую возможность».

Основные барьеры

Критичным и самым труднодостижимым, по мнению опрошенных экспертов, при создании корпоративного T&D издания является качественный контент. Если содержание не будет отвечать потребностям целевой аудитории, не будет интересным, то деньги, отведенные на проект, будут потрачены впустую.

«Чтобы создать хороший контент, нужны ресурсы, — делится наболевшим Евгения Туйкина. — В нашей компании (Вымпелком) принято, что статьи в общее корпоративное издание пишут руководители отделов. А они, как вы понимаете, не самые свободные люди в компании».

Есть и другие практики, когда создание корпоративной периодики отдают на аутсорсинг, или же контент газеты, журнала или интранет-издания создают сами читатели/пользователи. В последнем случае нужен специалист или специалисты, редактирующие тексты и верстающие номер. К такому решению пришли издатели журнала «РЕСО Университет».

На качество контента влияет:

1) поддержка проекта топ-менеджерами компании;

2) профессионализм авторов;

3) бюджет.

Печатное или интранет-издание?

Преимуществами интранет-издания является его относительная дешевизна. Речь идет о том случае, когда у компании есть портал по обучению, или Корпоративный университет имеет свое представительство в интранете.

Яна Кудрявцева (компания IBS), рассуждая о возможностях появления T&D издания в компании, приоритетной называет электронную версию. «Мне кажется, что нашей корпоративной культуре больше соответствует электронная версия издания. К тому же, любое печатное издание — это „рупор“, авторы занимают проактивную позицию: „пришли и говорим“. А интранет позволяет создать пространство для удовлетворения потребностей целевой аудитории. Контент могут создавать сами пользователи в любое время и любом объеме». Из востребованных в своей компании «фишек» Яна Кудрявцева считает наличие интерактива, возможность сделать рассылку, например, своего поста на форуме или блоге и т. п.

Функциями интранет-версии T&D издания являются:

1) информирования;

2) вовлечения;

3) создание места обмена знаниями;

4) поддержка e-learning. Электронная версия может быть тесно связана с дистанционным обучением;

5) административная функция (опрос, сбор обратной связи и т. д.);

6) пред-тренинговая и пост-тренинговая поддержка;

7) сбор, хранения материала. Возможно формирование корпоративной онлайн библиотеки;

8) поддержание корпоративной культуры.

Рассмотрим доводы в пользу печатного издания. Корпоративная культура компании может быть такова, что

1) бумажное издание будет выглядеть более «материальным». Его можно почитать в метро или даже дома на диване. Можно показать родным.

2) Печатное издание подходит компаниям с развитой региональной сетью. В регионах еще не настолько привыкли к интернету, кроме того, не все рабочие места оснащены компьютерами с выходом в интранет или всемирную паутину.

Иван Рыбкин, начальник управления обучением и развитием персонала, руководитель Центра профессиональной подготовки «Школа РЕСО», редактор журнала «РЕСО Университет», комментируя свой выбор формата издания, рассказывает, что искали формат, «понятный аудитории». Формат журнала оказался интересен с точки зрения книжной традиции. Кроме того, журнал «может быть доставлен в любой филиал компании до Владивостока. Для компании федерального масштаба это очень важно». Часть тиража вышедшего первого номера ушла, в том числе и в страны СНГ, где представлена компания, — Украину и Казахстан.

По результатам опроса экспертов Trainings.ru, среди основных функций печатного T&D издания, выделяются следующие:

1) информирование;

2) вовлечение;

3) сбор, хранение материала;

4) поддержание корпоративной культуры.

«Стратегическая задача журнала — аккумулировать знания, технологии, которые используются для повышения качества исполнения работы в компании, — подтверждает Иван Рыбкин. — Журнал станет „копилкой“ отработанных, эффективных технологий. Наш журнал — это единый ценностный слой, поддерживающий общий корпоративный дух, а также бренд компании».

Технические параметры журнала «РЕСО-Университет»:

Редактор: начальник управления обучением и развитием персонала, руководитель Центра профессиональной подготовки «Школа РЕСО», Иван Рыбкин.

Шеф объединенной редакции корпоративных изданий Группы РЕСО: Игорь Иванов, вице-президент страхового общества «РЕСО-гарантия».

Авторы: сотрудники департамента обучения и развития персонала, работающие во всех филиалах России и СНГ, страховые агенты и менеджеры.

Требования к материалам: все материалы должны иметь практическую ценность, рассказывать о технологиях, методиках и результатах их применения.

Периодичность: 1 раз в квартал.

Объем: 25 полос.

Структура издания: Факультеты (рубрики) и кафедры (разделы).

Географический охват: все филиалы в России и странах СНГ.

Тираж: 5000 экз.

Журнал ориентирован на все категории сотрудников.

Вывод

Сегодня вопрос коммуникаций важен для эффективного обучения и развития сотрудников компании. Из существующих каналов коммуникаций некоторые компании выбирают корпоративное издание по обучению и развитию. Формат издания может быть электронным, привязанным к интранет сайту компании или порталу Корпоративного университета. Или же печатным: газета, журнал. Выбор зависит от характеристик целевой аудитории компании, корпоративной культуры.

Наличие T&D издания в компании показывает статус обучения и развития. Само издание выполняет ряд функций, среди которых не только информирование, но и вовлечение, аккумулирование информации, поддержание корпоративной культуры, бренда компании.

В продолжение серии статей на тему специализированного корпоративного издания мы рассмотрим западные практики в том числе попавшую в поле зрения Trainings.ru газету корпоративного университета крупного французского системного интегратора Capgemini «Talent on the Spot».

При перепечатке материала ссылка на www.trainings.ru обязательна.