Рынок e-learning в России: взгляд провайдеров

06.06.2018

Евгения Скиба, главный редактор, Trainings.ru 
18 июля 2007 г.

Несколько лет назад эксперты пророчили российскому рынку дистанционного обучения (ДО) бурный рост. В 2003 говорили, что он не оправдал ожиданий, но, тем не менее, верили в его большой потенциал. Прогнозы «Академии АйТи» на 2004 год были весьма оптимистичны: по мнению Игоря Морозова, ректора «Академии АйТи», доля дистанционного обучения должна была увеличиться в 2 раза и составлять не менее 30% от общего объема обучения, а по ряду отраслей — до 75%.

Комментируя сегодняшнюю ситуацию Игорь Морозов сказал, что до сих пор рынок ДО нельзя было считать до конца сформировавшимся. Структура рынка претерпевала постоянные изменения.

На Западе скептическое отношение к e-learning заметно меньше. Например, по данным Online Education in the US, в 2005 году 65% американских бизнес-школ предлагали помимо очного дистанционное обучение. И этот показатель постоянно увеличивается.

Алексей Корольков, генеральный директор WebSoft, уверен, что в России нет компании у которой доля затрат на СДО выше 10% от общих затрат. В данном случае речь идет о затратах на поддержку и развитие, а не на первичную закупку системы.

Тенденции российского рынка ДО

«Компании, развивающие рынок ДО, активно заключают друг с другом партнерские соглашения, — рассказывает Игорь Морозов, — чтобы эффективнее продавать продукты, услуги или комплексы услуг заказчикам». Эта тенденция характеризует рынок с положительной стороны, ибо сотрудничество провайдеров — отличная платформа для развития рынка, она стимулирует открытую конкуренцию и обогащает всех игроков.

Для сравнения: результаты исследования Trainings.ru показали, что на рынке очного краткосрочного бизнес обучения заказчикам не хватает объединения провайдеров для выполнения сложных комплексных проектов.

В этом году отмечен рост популярности дистанционной формы оценки персонала. «Многие компании уже внедрили у себя различные методики обучения сотрудников, — комментирует Морозов, — и теперь пришло время оценить, насколько эффективно они функционируют. Система ДО позволяет быстро и объективно оценить уровень знаний персонала, особенно она незаменима в компаниях с обширной региональной сетью филиалов».

Однако не все разделяют эту точку зрения. «Я бы не назвал это тенденцией, по крайней мере, сейчас, — говорит Алексей Корольков. — Как таковой тенденции к автоматизации оценки — нет, есть тенденция в целом к структурированию оценочных процедур. В западных компаниях, работающих в России, процедура оценки уже „устаканилась“ и не меняется с приходом новой HR-команды, а полученные результаты оценки не пылятся на полке, а используются, например, для того же обучения. В такой ситуации естественным образом встает вопрос об автоматизации бизнес-процесса. Проблема же российских компаний заключается в частой кардинальной смене системы оценки, полного изменения ее критериев, системы координат, что зачастую приводит 1) к невозможности использовать разработанное ранее решение и 2) к невозможности в сжатые сроки адаптировать это решение под потребности компании». В тех российских компаниях, где оценка персонала перестала быть экспериментом, подлежащим полной ежегодной переделке, и стала неотъемлемой частью основного бизнес-процесса, вопрос об автоматизации возникает естественным образом после проведения 1—2 процедур, считает Корольков.

Выступая на крупнейшей в России выставке, посвященной дистанционному обучению e-Learn EXPO 2007, Джон Вон Эйкен ярко обрисовал преимущества таких виртуальных сетей как, например, MySpace, YouTube и LifeJournal для обучения.

В обучении и развитии уже есть такое понятие как Learning 2.0 (по аналогии с Web 2.0), которое не связано напрямую с e-learning’ом, а означает любую форму обучения, где содержание курса, а порой и его тему формируют и формулируют сами учащиеся.

Вообще, упомянутая выставка стала отличным показателем уровня развития рынка e-learning в России. «Практически полное отсутствие в числе экспонентов западных компаний говорит о том, что на данном этапе развития он им не интересен», — считает Алексей Корольков.

И все же с одним представителем западного провайдера дистанционного обучения Trainings.ru удалось пообщаться — Рамон Амо (Ramon Amo), директор лондонского подразделения французской компании CrossKnowledge. Вкладываться в свой стенд на российской выставке компания не решилась, поэтому г-н Амонаходился в ряду посетителей. «Честно признаюсь, я не ожидал, что самая крупная выставка дистанционного обучения в России окажется столь мала, — рассказывает он. — Я приехал с целью выбрать партнера, через которого мы сможем поставлять свои решения на рынок России и СНГ». CrossKnowledge специализируется на дистанционных курсах по развитию лидерства. Компания предлагает дискретные модули, из которых заказчик самостоятельно собирает программу под свои потребности.

Оглядываясь на выставку, четко видно 2 группы посетителей. «Первая — это профессионалы, разбирающиеся в ДО порой лучше самих провайдеров, вторая, несравненно большая по численности, — люди, которым сначала приходится объяснять, что такое дистанционное обучнеие», — говорит Дмитрий Береснев, директор по маркетингу компании Competentum.

Препятствия развития

Развитие любого рынка — это тернистый путь. И рынок дистанционного обучения не стал исключением. Среди основных барьеров развития рынка e-learning Татьяна Котова, руководитель отдела маркетинга и рекламы УЦ REDCENTER, выделяет три: «1) отсутствие устоявшихся стандартов организации обучения в дистанционной форме и единых подходов к проведению обучения; 2) отсутствие или слабое развитие технической базы у субъекта дистанционного обучения и, наконец, 3) осторожность руководителей в части вкладывания средств в создание системы дистанционного обучения персонала своего предприятия».

Отсутствие единых стандартов качества

Такое настороженное отношение бизнеса к широкому использованию e-learning, по мнению Котовой, спровоцировано отсутствием четких принципов и методов ДО. «Многие руководители по-прежнему сомневаются в окупаемости вложений во внедрение системы ДО на их предприятии», — полагает Татьяна Котова.

«Хотя информации о дистанционном обучении стало больше, по-прежнему у большинства потенциальных пользователей нет ясного представления о процессе ДО, — считает Игорь Морозов. — В нашей стране на сегодняшний день отсутствует четкое описание услуги, нет нормативов и стандартов качества. В основном в прессе о методе ДО пишутся довольно абстрактные материалы, которые скорее запутывают потенциальных заказчиков, чем помогают им разобраться в процессе».

Психологический барьер недоверия

Основной барьер, препятствующий развитию рынка дистанционного обучения в России, выражается в степени доверия к продуктам ДО. Такую точку зрения высказывает Игорь Морозов. «Многие компании сегодня по-прежнемусомневаются в том, будет ли эффект качественного образования от применения e-Learning».

Помочь в преодолении этого барьера, по мнению Игоря Морозова, могут западные примеры, «где при помощи дистанционных технологий уже несколько десятилетий решаются сложные проекты для организации непрерывного процесса обучения и повышения квалификации сотрудников». 95% летного состава американских авиакомпаний проводится с использованием e-learning, такую же ситуацию мы наблюдаем и в Австрии. Венская транспортная компания при помощи этих технологий обучила английскому языку порядка 8 тыс. водителей автобусов, рассказывает он.

Борьба за малый и средний бизнес

«Высший менеджмент крупных компаний давно понял преимущества дистанционной формы обучения своих сотрудников, комментирует текущую ситуацию Татьяна Котова, — но в сфере малого и среднего бизнеса дистанционное обучение еще не получило должного признания». Для небольших компаний интерес представляют не системы целиком, а отдельные ее модули. Именно поэтому провайдеры ДО стремятся к разработке самостоятельных, дискретных решений, нацеленных на достижение частных задач, — считает Котова.

Качественный контент для ДО

Камнем преткновения стремительного роста рынка дистанционного обучения в России называют отсутствие качественного контента.

«Проблема качественного учебного контента существовала всегда и будет существовать, — уверена Татьяна Котова, — и нужно заметить, что суть этой проблемы не связана непосредственно с дистанционным обучением. Академическое образование, к примеру, всегда сталкивалось с трудностью выбора грамотно написанных учебников». По мнению Котовой, проблема состоит не в том, есть ли в России некачественные дистанционные курсы, а в том, как избежать использования этих некачественных продуктов. «Путь здесь только один — обращаться к опыту профессиональных компаний, качество работы которых подтверждено успешно реализованными проектами».

Есть мнение, что каждый дистанционный курс, несет узко специфичную содержательную нагрузку. «Поэтому разработать качественный курс можно только в тесном сотрудничестве программистов и специалистов компаний-субъектов дистанционного обучения. И, только выстроив это сотрудничество на профессиональном уровне, можно получить качественный продукт», — считает Татьяна Котова.

Тем не менее, многие крупные корпорации не доверяют разработку курса российским компаниям так сказать с нуля, под потребности заказчика, а предпочитают покупать готовые решения у западных провайдеров с последующей адаптацией.

«Чтобы контент стал качественным и интересным, над его подготовкой должен трудиться не только преподаватель, но и профессиональный методист, — считает Игорь Морозов. — У нас в стране, к сожалению, ощущается острая нехватка методистов по дистанционному обучению, поэтому за электронный курс зачастую выдаются оцифрованные учебники». Методист, помимо традиционных знаний, должен понимать особенности компьютерного восприятия человека, эргономику, цветовую палитру курсов. При помощи систем ДО в основном обучаются взрослые, а у них в силу возраста меняется и восприятие, и темп усвоения материала, и положение в обществе. В наших педагогических институтах, нет факультетов, которые целенаправленно готовили бы методистов по работе со взрослыми, — сетует Морозов. В этом заключается еще одна проблема, тормозящая развитие качественного контента для e-learning.

При перепечатке активная ссылка на www.Trainings.ru обязательна

Другие статьи на эту тему: