Сертификация бизнес-тренеров: зачем она заказчикам и провайдерам?

01.06.2018

Марина Шакалова, президент компании MTI, специально для Trainings.ru
15 ноября 2007 г.

Сертификация бизнес-тренеров продолжает быть одной из горячих тем обсуждения на тренинговом рынке России.

Одно из последних событий, посвященных этой теме, — круглый стол «Нужна ли сертификация бизнес-тренеров», который провела 2 ноября 2007 года Комиссия по оргсопровождению бизнеса Совета предпринимателей при Мэре и Правительстве Москвы.

Один из выводов, который сделали участники дискуссии, — необходимо развивать сертификацию в рамках профессиональных сообществ. Именно этот вид сертификации принят в международной практике.

Зачем нужна сертификация поставщикам тренинговых услуг?

Дорогие тренеры, общаясь со своими заказчиками, чувствуете ли вы себя с ними на равных? Я имею в виду, сидя перед представителем серьезной отрасли (нефтяной, фармацевтической, и т. д.), ощущаете ли вы себя представителем не менее серьезной отрасли — ТРЕНИНГОВОЙ?

Что я понимаю под «серьезной отраслью»? Это отрасль, создающая СЕРЬЕЗНУЮ ЦЕННОСТЬ в глазах потребителя.

Не будем скрывать, подобное восприятие, увы, у нашего потребителя пока не сформировалось, косвенным свидетельством чего является снижение средней цены дня стандартного «навыкового» тренинга (по данным исследования «Амплуа-Брокер», 2007 год). Безусловно, это замер «средней температуры по больнице», и есть достаточно постоянная группа лидеров, которые работают на российском рынке в высшем ценовом сегменте по западноевропейским меркам. Но группа эта КРАЙНЕ НЕМНОГОЧИСЛЕННА! Отрасль, не имеющая стандартов профессии и, отсюда, не способная сформировать у потребителя критерии оценки в отношении своего продукта, обречена на жалкое существование дешевой прислуги серьезного бизнеса вместо получения статуса равного и уважаемого бизнес-партнера.

И еще, период «стихийного» капитализма в нашей стране, похоже, заканчивается. Мы видим появления регуляторов во всех областях деятельности, на всех рынках. Они либо создают регуляторы в виде общественных институтов, поддерживаемых профессиональной средой, либо, если это не получается, их помогает создать государство со всеми бюрократическими последствиями. Третьего не дано. Какой путь выберет тренинговый рынок России? Надеюсь, он прислушается к мировому опыту, и сертификация будет проводится в рамках одной из профессиональных ассоциаций, например РАБО (Российская ассоциация бизнес-образования).

Итак, сертификация нужна тренерам для поднятия статуса среди заказчиков как собственного, так и отрасли обучения в целом.

При таком подходе к сертификации, она будет интересна и независимо практикующим тренерам и небольшим тренинговым компаниям, которым нужно подтвердить свой профессиональный уровень перед клиентами, а также и провайдерам-лидерам.

Зачем нужна сертификация бизнес-тренеров корпоративным заказчикам услуг по обучению?

Существует факт — сегодня мало кто из заказчиков просит тренеров, «допущенных» к работе в той или иной компании, документ, подтверждающий их профессиональную пригодность. Почему?

Во-первых, таких документов единого образца просто нет. Кстати, как не было еще совсем недавно и единого национального стандарта MBA. Теперь же все известные бизнес-школы выдают государственный диплом MBA. Значит ли это, что все, получившие такой диплом, суперменеджеры? Нет, конечно, но эти люди обладают неким общим минимально необходимым набором знаний, без которых эффективно работать в современном бизнесе весьма сложно. Значит ли это, что все работодатели отдают предпочтение при найме выпускникам MBA? Нет, не все, но ведущие компании, бренды-лидеры, поступают именно так. Кроме того, они инвестируют в обучение своих ключевых сотрудников, которые сами не смогли получить необходимого бизнес-образования, обучая их на программах, имеющих государственную и международную аккредитацию.

Во-вторых, люди, регулярно заказывающие тренинги от лица ведущих международных и российских компаний, «по опыту хорошо знают рынок и его наиболее ярких представителей», как они сами говорят, и им «бумажки особенно ни к чему». Но если так, то почему растет количество тендеров, для участия в которых требуется предоставление большого количества документов? Велика цена ошибки не только с точки зрения прямых затрат на тренинговые программы, но и с точки зрения «упущенной выгоды» бизнеса при выборе непрофессиональных тренеров вместо выбора профессионалов. А, кроме того, на быстро растущем рынке под силу ли даже самому опытному специалисту знать всех игроков? А если ограничиться только «узким кругом проверенных людей», то хватит ли их ресурса для покрытия возрастающего спроса?

В-третьих, те, кто заказывает тренинги эпизодически, пока не рассматривают последние как «серьезный вид бизнес-деятельности»: никакие конкретные результаты от их проведения не ожидаются, отсюда и требования (да и цены) невысоки.

А если все-таки посмотреть на тренинг, как на один из современных инструментов повышения эффективности бизнеса? Если вы решились потратить на него некоторую сумму денег (пусть и не очень большую по серьезным меркам), то, может, стоит попробовать «на входе» сформировать конкретные ожидания по поводу желаемого результата? Приведу аналогию с бухгалтером. У вас есть конкретные ожидания от работы бухгалтера и, имея их, допустите ли вы вести свою бухгалтерию человеку, не имеющего диплома бухгалтера? А посадите за руль своего автомобиля парня, в принципе знающего, как водить машину, но не имеющего водительского удостоверения? А если нет, то только ли потому, что могут быть проблемы с ГИБДД?

Мне кажется, что развитие сертифицирующего органа при профессиональной ассоциации нужно обеим сторонам рынка — и тем, кто формирует спрос, и тем, кто формирует предложение.

При републикации материала ссылка на www.trainings.ru обязательна.