Десятка инноваций в истории мотоциклов от компании BMW.

Компания BMW до сих пор славится смелостью конструкторских решений, начиная от компоновки моторов и заканчивая подвесками мотоциклов. За всю историю мотоциклостроения конструкторы BMW не раз выводили на рынок совершенно революционные идеи, на которые другим производителям не хватало смелости. Особенно интересно, что, вопреки устоявшейся практики внедрения инноваций сначала в гоночные мотоциклы, с последующим переносом на серийную технику, компания BMW зачастую применяла новые задумки сразу к серийным мотоциклам. О десятке инновационных решений BMW в строительстве мотоциклов читайте в этой статье.

10. 1935 BMW R12. Гидравлическая телескопическая вилка.

В последние годы компания BMW наиболее известна своими своими системами подвесок Telelever и Duolever, но и внедрение ставших давно уже привычными телескопических вилок с гидравликой – тоже их заслуга. В некоторых мотоциклах, в особенности, марки Scott, уже применялись до этого гидравлические вилки, но они не имели демпфирующих свойств. Таким образом, подвеска именно мотоцикла BMW R12 является прародительницей подвесок почти всех современных мотоциклов.

9. 1973 BMW R90S – фартук.

Фартук, или головной пластик, выполняющий роль ветровика, в массовом производстве мотоциклов был внедрен на BMW R90S. А как же кафе-рейсеры, спросите вы? Дело в том, что до BMW R90S ветровик был опцией, доступной практически для каждого мотоцикла, но не устанавливаемой на заводе при его изготовлении. Конечно, были и экзотические исключения из этого правила, вроде Vincent Black Prince или Black Knight, выпускавшихся мелкими сериями, но мейнстримом это стало именно с подачи BMW.

8. 1977 R100RS – полный пластиковый обвес на мотоцикле в массовом производстве.

Как и предыдущим пунктом, полным пластиковым обвесом на серийном мотоцикле мы обязаны легендарному Гансу Муту, помимо BMW, в разные годы отвечавшем за дизайн мотоциклов Suzuki, к примеру. На модели R100RS пластик “расползся” до такой степени, что при езде предохранял даже ноги и руки ездока от дождя и ветра. Перед выпуском в серию, этот пластиковый обвес был доработан путем изучения в аэродинамической трубе.

7. 1980 R80 GS – первый односторонний (консольный) маятник и первый туристический эндуро.

Сам класс туристических эндуро (aventure-байков) был “изобретен” компанией BMW с выпуском модели R80GS  с консольным маятником, облегчавшим обслуживание заднего колеса. Этот мотоцикл успешно выступил в ралли Париж-Дакар, чем быстро популяризовал и линейку последующих GS, и сам класс мотоциклов, который сформировался впоследствии.

6. 1980 Futuro – первый концепт-байк.

Всегда забавно смотреть на представления предыдущих поколений о будущем. BMW Futuro удачно бы смотрелся в экстерьерах “Заводного апельсина”, но не о дизайнерских фантазиях сейчас речь, а о том, что первый концепт-байк, призванный обозначить, помимо рекламы, вектор развития марки и мотоциклетных трендов на будущее, был показан именно компанией BMW. Сейчас этим никого не удивишь – почти каждый год различные мотопроизводители дают нам повод помечтать и заглянуть в ( возможно, ошибочное) будущее своими концептами. В 1980-м году такое будущее состояло из рамы-монокок, турбированного оппозита, максимума аэродинамики, параллелограммного маятника с зачатками Паралевера.

5. 1987 K100 – ABS.

XXI век – далеко не все мотоциклы имеют систему ABS. 1987 год – BMW выпускает первый серийный мотоцикл с ABS фирмы BOSH. 10 поколений этих систем шли один за другим, но изначальный принцип работы не изменился. Комментарии излишни.

4. 1988 R100GS – задняя подвеска Паралевер.

С того момента сменило несколько поколений Паралеверов, но базовый параллелограмм с консольным маятником, прятавшим внутри кардан и моноамортизатором, остались без изменений. Такая конструкция, помимо экономии на весе и возможности внедрить ранний моноамортизатор, давала возможность бороться со скручиванием маятника, возникающем от инерции кардана при резком газе. В 1988 году Паралевер появился и на модели K1.

3. 1993 R1100RS – первый Телелевер.

Телелевер – это система передней подвески мотоциклов BMW, предназначенная, в первую очередь, для борьбы с клевками мотоцикла вперед при торможении. По иронии судьбы, фирма, впервые внедрившая телескоп, первая из производителей перешла к другим системам подвески мотоциклов. Телелевер, вопреки общему мнению, был лишь доработан и популяризован BMW. Изобретение такого вида подвески принадлежит британской фирме Saxon-Motodd, помимо клевков при торможении, Телелевер позволяет снять нагрузку с рулевой колонки и более стабильно сохранять длину базы мотоцикла при зажатой в поворотах подвеске.

2. 2004 K1200S – первый Дуолевер.

Самая непонятная в работе передняя подвеска мотоцикла, состоящая из нескольких косточек и амортизатора, позволяющая еще больше стабилизировать базу мотоцикла при поджатии подвески.

BMW строились планы по выпуску спорт-байков S1000RR с Дуолеверами, и даже есть информация об испытаниях Suzuki GSX-R1000 с такой системой подвески. Но в серию эта разработка так пока и не пошла – покупатели спорт-байков и гоночные команды пока что вполне счастливы с обычными современными телескопическими вилками.

А сам Дуолевер был разработан Норманом Хоссаком, первоначально внедривший такую подвеску на свой Ducati, помимо прочих преимуществ, сильно сэкономив на весе.

Для понимания работы такой системы подвески проще посмотреть на простенький и наглядный кинематический анализ, в сравнении с обычным телескопом.

1. 2016 C650 – система контроля мертвых зон Side View Assist.

Система контроля мертвых зон Side View Assist устанавливается на последние макси-скутеры BMW и по сути основана на уже давно обкатанной в автомобильном мире системы парктроников. В данном случае, при наличии объекта в мертвой зоне при перестроении, система сигнализирует об этом ездоку. Нет сомнений, что вскоре и у остальных мотопроизводителей появятся подобные системы.