А поговорить...?

19.05.2018

Совсем недавно готовились с девятиклассниками к сдаче устной части итогового экзамена по русскому языку. И хотя в этом году это мероприятие проходило в тестовом режиме, волнений было много.

Во-первых, в ряде школ детей запугали тем, что это допуск к экзамену. Тем самым, наверное, хотели мобилизовать их, а получилось наоборот: и дети, и родители испытали шок и запаниковали. Пришлось успокаивать и, предъявляя официальные документы, рассказывать, что в этом году никакого допуска к экзаменам в 9 классе нет.

Во-вторых, паника-то началась, как выяснилось, ещё из-за того, что дети за годы наших школьных реформ совсем разучились произносить монологи. Пересказать текст, построить и произнести монологическое высказывание на заданную тему оказалось гораздо труднее, чем выполнить тестовые задания. И что совсем удивительно, многие из тех, у кого возникли такого рода трудности, прекрасно выполняют подобные задания на английском языке.

Это называется «дообразовывали»! На родном языке рассказать о чём-нибудь сложнее, чем на чужом. А впрочем, чему удивляться? Я думаю, именно это бедственное положение устной речи и «вынудило» наше дорогое Министерство и Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) ввести устную часть. При сдаче английского языка есть! И без устной речи как можно понять – знает - не знает? А родной язык?

Но вернёмся к нашим выпускникам. Начали мы подготовку с психологической подготовки, потому что оказалось, что мало кто из нынешних школьников в массе своей оказывался в ситуации выступления перед аудиторией. Они и у доски уже давно не отвечают, а если отвечают с места, то должны это делать «коротко и ясно». И тут мне почему-то Ушинский вспомнился. Утверждал ведь он, что безобразие это: «В наших школах чрезвычайно мало обращают внимания на упражнения детей в изустной речи. Дети или молчат в школе, или отвечают выученный наизусть урок, или дают отрывочные бессвязные ответы на вопросы учителя... "
Впрочем, получается, что эта проблема, «молчащие дети», была всегда, потому что классно-урочная система не позволяет учителю побеседовать с каждым из 26-30 учеников, которые находятся в классе. В этом плане легче было Сократу в своей школе, где новые знания «добывались» путём нахождения истины через беседу.

Вот и придумали выход: теперь дети заговорят, ведь впереди устная часть экзамена по русскому языку! Посмотрим, что получится на этот раз!

Продолжение следует! Впереди ещё много интересных тем! Подписывайтесь на канал, и будем рассуждать вместе! Екатерина Пастухова.

С моими другими статьями вы можете познакомиться перейдя по ссылке: https://zen.yandex.ru/id/5ae35ec98c8be3337340755b