Абстрактность ментализма

Бихевиоризм Скиннера существенно, поистине радикально отличался от других психологических теорий, в том числе от других разновидностей бихевиоризма. Хотя тогда, как и сейчас, существовало немало психологических школ, изучающих поведение, почти всех их объединял ментализм (mentalism).

В общих чертах, ментализм можно определить как подход к изучению поведения, согласно которому помимо собственно поведенческого измерения существует еще некое «внутреннее», ментальное измерение, обладающее некими гипотетическими свойствами - нервными, психическими, духовными, субъективными, мыслительными. Далее, ментализм утверждает, что явления, относящиеся к этому измерению, прямо или опосредованно вызывают хотя бы некоторые, если не все, виды поведения. Эти явления обычно описываются как некие состояния, действия, механизмы, процессы или сущности, являющиеся первопричинами поведения; вопрос о том, чем же эти явления вызываются в свою очередь, если не отметается вовсе, то в лучшем случае считается несущественным. Наконец, ментализм утверждает, что настоящее объяснение причин поведения должно непременно включать в себя эти ментальные явления (Moore,2003,с.181—182).

Ментализм, господствовавший в западной интеллектуальной традиции и в большинстве психологических теорий (Декарта, Фрейда, Пиаже) вплоть до нашего времени, отличается любовью к гипотетическим построениям и мнимым объяснениям. Фрейд, например, создал целый воображаемый мир из «Я», «Сверх-Я» и «Оно», при помощи которых намеревался объяснить поведение человека.
Гипотетические построения — «Теоретические понятия, означающие возможно существующие, но до сих пор не наблюдавшиеся процессы или сущности» (Moore,1995,с.36) — недоступны ни непосредственному наблюдению, ни экспериментальному изучению (MacCorquodale and Meebl,1948; Zuriff,1985). Свободная воля, внутренний настрой, врожденные запускающие механизмы, механизмы усвоения языка, механизмы хранения памяти и извлечения информации из нее, механизмы обработки информации — все это примеры гипотетических построений, выведенных из поведения. Скиннер же, хотя и ясно давал понять, что считает ошибкой отрицать существование явлений, влияющих на поведение, на том лишь основании, что они недоступны наблюдению, полагал, что ссылаться на эти явления для объяснения причин поведения никак не помогает в установлении функциональных зависимостей  (Skinner,1953,1974).

________________________________________________________

➥ Заходи на основной сайт блога с интересными лонгридами

Не забудь подкрепить лайком и подпиской!