Истоки и суть радикального бихевиоризма

Включив личные события в понятийный аппарат науки о поведении , Скиннер создал радикальный бихевиоризм (radical behaviorism), кото­рый охватывает и стремится объяснить все поведение человека.

Что находится под кожей и как мы можем об этом узнать? Ответ на этот вопрос и есть, на мой взгляд, самая суть радикального бихевиоризма  (Skinner, 1974, с.218)

Слово «радикальный» значит здесь, в первую очередь, «всеобъемлющий», поскольку данный бихевиоризм пытается охватить все поведение — и явное, и «личное». Кроме того, это слово удачно подходит для обозначения бихевиоризма Скиннера, поскольку он коренным образом отличается от других направлений тем, что это, пожалуй, самая решительная перемена в нашем способе рассуждать о человеке. Нужно фактически взять и вывернуть прежнее объяснение поведения наизнанку (Skinner, 1974, с.256).

Радикальный бихевиоризм Скиннера признает существование тех явлений, которые подвергаются мнимым объяснениям (вроде «когнитивного процесса», и, таким образом, не ограничивает предмет науки о поведении только теми явлениями, которые могут наблюдаться со стороны. В радикальном бихевиоризме слово «наблюдать» предполагает всего лишь наличие доступа к интересующему явлению, а следовательно, такие личные события, как мышление или ощущение боли, будучи доступны переживающему их человеку, принципиально не отличаются от явных событий вроде чтения вслух или игры на музыкальном инструменте (Moore, 1984). 

То, что ощущается или наблюдается во время интроспекции, — это не какой-то особый нефизический мир сознания, разума или психической жизни, а само тело наблюдателя. (Skinner, 1974, с.18–19)

________________________________________________________

➥ Заходи на основной сайт блога с интересными лонгридами

Не забудь подкрепить лайком и подпиской!