Предсказуемость и эмоции

Предсказуемость важна также для эмоциональных реакций. Если определенный (УС — условный стимул) надежно предвещает наступление боли, то отсутствие этого УС предупреждает, что боли не будет и организму можно расслабиться. Следовательно, УС — это сигнал «опасности», а его отсутствие — сигнал «безопасности». Когда такие сигналы неустойчивы, эмоциональные издержки организма могут стать разорительными. Когда у крыс есть надежный предвестник грядущего удара током, они реагируют страхом только при наличии сигнала опасности; если же надежного предвестника у них нет, они непрерывно беспокоятся и у них даже может развиться язвенная болезнь (Seligman, 1975).

Здесь отчетливо видны параллели с эмоциями человека. Если зубной врач дает ребенку сигнал опасности, предупреждая, что сейчас будет больно, ребенку будет страшно, только пока процедура не кончится. Напротив, если зубной врач всегда говорит, что «больно не будет», хотя на самом деле иногда бывает больно, ребенок, не имея сигналов опасности и безопасности, может испытывать сильное беспокойство при каждом появлении зубного врача в кабинете. Во взрослом возрасте многие из нас переживали беспокойство, находясь в потенциально опасной ситуации, где не было предостерегающих сигналов. Неприятные события по определению неприятны, но неприятные и непредсказуемые события уж совсем непереносимы.

Важность предсказуемости подтверждается также явлением блокировки, открытым Кэминым (Kamin, 1969). Он показал, что если УС избыточен, давая информацию, которая уже есть у организма, то он не станет условным сигналом БУС’а. Эксперимент Кэмина поясняет график. В нем три стадии. На первой стадии экспериментальной группе животных неоднократно предъявляли свет, УС, за которым следовал удар током. Экспериментальные животные легко научались этой ассоциации свет–ток. Контрольная группа животных не проходила тренировку на первой стадии. На второй стадии и экспериментальной, и контрольной группе неоднократно предъявляли составной УС — свет плюс звук, за которым следовал удар током (БУС — безусловный стимул). Для экспериментальных животных, которые уже заучили ассоциацию света с ударом тока, звук был избыточной информацией. Для контрольных животных, у которых не было предварительного обучения, составной УС был информативен. В третьей и последней стадии эксперимента предъявлялся только звук, чтобы выяснить, будет ли он вызывать условную реакцию. У контрольных животных условная реакция появлялась, а у экспериментальных — нет. У экспериментальных животных заученная ранее ассоциация свет–удар током блокировала приобретение новой ассоциации звук–удар током. Почему? По–видимому, потому, что предшествующее научение сделало удар током предсказуемым, а если БУС предсказуем, дальнейшее обуславливание маловероятно.

Эксперимент по блокировке. План экспермента, который показывает, что предварительно выученная ассоциация может блокировать приобретение новой ассоциации (Kamin, 1969)
Эксперимент по блокировке. План экспермента, который показывает, что предварительно выученная ассоциация может блокировать приобретение новой ассоциации (Kamin, 1969)

________________________________________________________

Спасибо за внимание!

►►► Заходи на основной сайт блога с интересными лонгридами :)

Не забудь подкрепить лайком и подпиской!