«451 градус по Фаренгейту»: мнение без спойлеров

Впервые прочитав «451 градус по Фаренгейту», а случилось это где-то в средней школе, я романом не проникся совершенно. Тогда мне показалось, что Брэдбери так сильно хотел показать читателю ужасы общества, объявившего войну литературе, что совершенно позабыл сделать свое произведение хоть чуточку увлекательным. Во всей книге была лишь одна напряженная линия (с электрическим псом), но продлилась она совсем недолго. Перечитав роман несколько лет спустя, еще я обратил внимание на совершенно нелепый финал, в котором смешались в кучу тайные общества, ядерные бомбардировки и прочие апокалипсисы, а общее впечатление осталось тем же. В общем, признавая ценность и актуальность главной идеи романа Рэя Брэдбери, все остальное в нем оставило меня равнодушным, и это еще в лучшем случае. Именно поэтому новую экранизацию книги, снятую силами HBO, я совсем не ждал, но раз уж подвернулась возможность ее посмотреть, то почему бы и нет?

В суровой реальности мрачного будущего™ вся литература находится под запретом, причем он распространяется как на бумажные книги, так и на их цифровые копии. Если кто-то хочет ознакомиться с кратким содержанием, то всегда пожалуйста: сюжет «Моби Дика» в четырех строчках эмодзи – не благодарите. Любое другое взаимодействие с литературой карается фактическим изгнанием из общества, а найденные книги немедленно сжигаются под улюлюканье толпы и с трансляцией на главных каналах страны. Естественно, при таком пристальном внимании общественности формируется некий культ пожарного – человека, занимающегося сожжением книг, – делающего представителей профессии настоящими звездами и любимчиками публики. Гай Монтэг, один из самых молодых и популярных пожарных, купается в славе, полностью отдаваясь работе и безоговорочно веря в правоту своего дела, но уже скоро в его жизни произойдут события, которые заставят его коренным образом пересмотреть взгляды на свою жизнь, работу и будущее.

Стоит отдать должное Рамину Бахрани, режиссеру экранизации, за то, что он хотя бы попытался сделать свой фильм ярким и запоминающимся, сохранив при этом основную идею, заложенную в произведение Рэем Брэдбери. Старания кинематографиста видны невооруженным глазом на всем протяжении фильма, а то, что они не дали того результата, на который рассчитывал режиссер – это уже отдельный разговор.

Во-первых, в процессе превращения романа в сценарий «451 градус» оказался существенно переработан, потеряв множество своих деталей, не совсем актуальных в современном мире. Вместе с тем появилось множество других мелочей, работающих на более реалистичное изображение мира будущего для современного зрителя. Здесь и огромные экраны во всю высоту небоскребов, и система YUXIE – внебрачная дочь Сири, Алексы и Алисы, и пожарные лайв-шоу. Надо признать, что вся эта визуально-антуражная мишура со своей задачей справляется, помещая историю Гая Монтэга в достаточно узнаваемый мир, который мы вполне сможем наблюдать лет через 50-60 или около того. Проблема в другом.

Если закрыть глаза на мишуру и отсечь все лишнее, становится заметно, что в сухом остатке «451 градус» не выходит за рамки предложения: «Злое правительство сжигает книги, чтобы держать общество под контролем». И фильм Бахрани снят таким образом, что в первую часть предложения можно подставить что угодно, сохранив ее общий смысл. В экранизации нет никакого упора на ценность литературы как таковой, а все попытки ее показать сводятся лишь к нескольким цитатам любимых авторов сценаристов. При этом общество, лишенное духовной пищи, у Брэдбери скатилось в полную апатию, безразличие и покорность, а у Бахрани оно мало чем отличается от современного. Может, режиссер таким образом решил намекнуть своим зрителям, что мы уже близки к черте, отделяющей наш мир от антиутопии «451 градуса», но что-то я в этом сильно сомневаюсь.

Во-вторых, добираясь до экранов, изменения претерпела и личность Гая Монтэга, что самым непосредственным образом сказалось на ее эволюции. Главный герой в экранизации не предстает той метущейся душой, понимающей, что вокруг него происходит что-то не то, но не понимающей что именно. В начале фильма Гай показан вполне уверенным в своей правоте, о чем я говорил выше, а незадолго до финальных титров перед зрителем предстает совершенно другой человек. Загвоздка в том, что достаточно длинный моральный путь Монтэг преодолевает благодаря всего трем событиям, каждое из которых продвигало его вперед словно по щелчку пальцев, т.е. без всяких внутренних метаний и терзаний. Жаль, что Бахрани никто не сказал, что такого не бывает.

В-третьих, попытавшись сделать фильм зрелищным, режиссер, по понятным причинам, решил отдаться стихии огня. В экранизации нет огнестрельного оружия, зато есть огнеметы, керосин и спички, чего вполне достаточно для создания эффектного экшена, когда разговорами конфликт уже не решить. Реализовал ли режиссер весь потенциал своих инструментов? Увы, нет. Первая парочка пожаров, конечно, выглядит красиво, но уже третий воспринимается как нечто обыденное, а на четвертом зритель пытается подавить зевок. И тем более странно, что при такой скудности Бахрани отказался от того самого электрического пса и всей сюжетной линии преследования, которая была самой напряженной в оригинальном романе, и которая, при должном исполнении, стала бы такой же и в фильме. Впрочем, с саспенсом у экранизации и так беда, так что одна сцена его вряд ли бы вытянула.

В общем, единственным, что меня хоть немного порадовало в «451 градусе», я могу назвать только актерский состав. Майкл Б. Джордан, пусть он слегка уже и примелькался, а местами даже поднадоел, объективно – хороший актер, способный показать все нужные эмоции так, чтобы ему безоговорочно поверил любой скептик. Майкл Шеннон, словно рожденный для того, чтобы играть злодеев, смотрится еще лучше. Немного мне непонятен парадокс Софии Бутеллы, которую активно форсят и в небольшие инди-проекты, и в крупные блокбастеры: как малопривлекательная девушка без какого-либо актерского таланта продолжает получать роли – загадка. И пока я ее не разгадаю, буду говорить об этом при каждом появлении Софии на экране.

«451 градус по Фаренгейту» – безыскусная экранизация не самого лучшего в мире романа, но одной из лучших в литературе идей. К сожалению для ее авторов, в кинематографе уже есть экранизация этой идеи, во всем превосходящая творение Рамина Бахрани на несколько порядков, и ее имя – «Эквилибриум».

40/100

Спасибо за внимание.