О фильме «Сезон чудес»

31.07.2018

Периодически, и мне не стыдно в этом признаться, я смотрю подростковые спортивные драмы. В моем активе даже есть все три сезона сериала «Make It or Break It», получившего в русском прокате незамысловатое и не передающее его смысла название «Гимнастки». И вне зависимости от общего качества фильма или сериала, практически все они стараются быть воодушевляющими и позитивными, а это, как ни крути, очень крутые эмоции, которых в жизни зачастую не хватает. И «Сезон чудес» четко придерживается тех же принципов, но с поправкой на то, что его сюжет основан на реальной и очень драматичной истории.

Кэролайн Фаунд, капитан школьной волейбольной команды, ставшей в прошлом году чемпионом штата, поразительно позитивная 17-летняя девушка, ни на секунду не унывающая даже в самых сложных ситуациях и обладающая особым даром – заряжать своим позитивом окружающих. Но есть у этого дара и обратная сторона медали: если его обладатель погибает, то это бьет сильнее и по куда большему количеству людей, чем смерть какого-нибудь унылого брюзги. В случае с Кэролайн, погибшей в 17 лет, удар был колоссальным, задев помимо родных и друзей девушки еще и волейбольную команду в самом начале нового сезона, фактически убив спортсменок морально: девчонки даже не приезжают на матчи, не говоря уже о тренировках или настрое защитить свой титул чемпионок. И в этот сложный для команды момент Кэти Брэснахан, ее тренер, решает назначить новым капитаном Келли, лучшую и ближайшую подругу Кэролайн, веря, что именно она сможет вернуть остальным волю к жизни и победе.

По сути, «Сезон чудес» – это спортивный байопик, но сосредоточенный не на победах, жестких тренировках и т.д., а на моральном состоянии волейбольной команды, которое за практически два десятка игр до финала чемпионата находилось на нулевом уровне. Плюс отдельной сюжетной линией развивается история принятия смерти близкого человека, сомнения в своей религии и т.д., которая также может представлять некоторый интерес. Точнее, могла бы, удели авторы фильма ей чуть больше времени.

Вообще, со временем у «Сезона чудес» полный швах. При общем хронометраже в час-сорок, нормально и развернуто показать хоть что-то у режиссера не получается вообще. Возможно, дело в немного затянутой завязке, цель которой в изображении Кэролайн таким персонажем, какой она была в жизни, но, к сожалению, сделано это было в ущерб сюжетным линиям, считающимся, вообще-то, основными – странное решение, как по мне. В результате пострадала и спортивная составляющая (хотя ее основная проблема не в отсутствии времени), и драматическая. Да и вообще все события «Сезона чудес» проносятся перед глазами зрителя слишком быстро, некоторые линии начинаются, но не получают продолжения либо и вовсе прерываются, чтобы через 30-40 минут возобновиться как ни в чем не бывало. Такая суматошность, очевидно, на пользу картине не идет, и хотя смотрится она все равно довольно легко (с поправкой на трагичность некоторых событий, конечно), отсутствие у режиссера четкого видения того, что именно он хотел снять, заметно невооруженным глазом.

А еще заметно отсутствие должного финансирования, а следовательно, и весьма удручающего качества картинка. Вся спортивная часть фильма снята из рук вон плохо, а волейбол здесь больше похож на… даже не знаю, подводный волейбол? Все происходит слишком медленно, розыгрыши слишком затянутые, камера берет максимально неудачные ракурсы, цель которых заключается не в наиболее эффектном показе происходящего на площадке, а в попытке скрыть всю деревянность актрис, весьма слабо представляющих себе волейбол. Что уж говорить о том, что некоторые из них и подпрыгнуть толком не могут?

С драматизмом дела обстоят чуть получше, но лишь благодаря тому, что реальная история Кэролайн Фаунд, ее семьи и команды, легшая о основу фильма, трагична куда сильнее, чем смогли показать авторы «Сезона чудес». По факту, режиссер картины опустил очень много очень мощных деталей (те же похороны, например, с 4000 человек, пришедших проводить девушку в последний путь), сосредоточившись только на основных вехах. Этот подход, в принципе, тоже работает, давая не один повод сглотнуть тугой комок в горле или расплыться в радостной улыбке, когда у главных героев все наконец-то начинает получаться, но отсутствие (или бездумное распределение) хронометража все портит. Выглядит это так: все страдают, проходит пять минут, все страдают, проходит пять минут, все готовы перестать страдать в любой момент, проходит пять минут, никто не страдает. Я слегка утрирую, конечно, но переходы от одного эмоционального состояния к другому в «Сезоне чудес» происходит неестественно быстро, что определенно портит итоговое впечатление.

Зато не портит его Эрин Мориарти, которую я заприметил еще в «Джессике Джонс», сыгравшая Келли. Очень милая и талантливая девушка, явно выкладывавшаяся на съемочной площадке на 100%, местами в одиночку тянула на себе всю драму фильма, за что, конечно, достойна всяческих похвал. Хелен Хант, которой досталась роль тренера Кэти Брэснахан, играет, казалось бы, одного из главных персонажей, но в кадре почему-то не особо заметна. Это же, к сожалению, справедливо и для Уильяма Хёрта. Остальной актерский состав не впечатляет ни по именам, ни по таланту, но назвать это существенным минусом язык не поворачивается, т.к. их экранное время, если не считать волейбольные матчи, стремится к нулю.

«Сезон чудес» – не слишком искусно снятая подростковая спортивная драма, явно недобирающая почти во всех своих аспектах, но при этом делающая ровно то, для чего и была задумана – вдохновляющая и дарящая позитив. Собственно, только ради этого и достойна просмотра.

60/100

Спасибо за внимание.