«Спящие красавицы» Стивена Кинга

16.05.2018

Рано или поздно, это должно было случиться – Стивен Кинг и его сын Оуэн, также ставший писателем, написали роман в соавторстве. Для литературного мира в целом, конечно, это не самое выдающееся событие, но для поклонников творчества Маэстро, к которым я отношу и себя, – еще какое! И тем отрадней, что пусть и не без недостатков, свойственных последним работам Кинга, «Спящие красавицы» вполне удались.

Мир недалекого будущего, и этот мир медленно угасает. Причиной тому – странная то ли болезнь, то ли проклятье, действующее только на женщин. Засыпая, они покрываются коконом и больше не просыпаются, при этом оставаясь в живых. Разрушать кокон тоже нельзя, потому что в этом случае пришедшие в себя женщины становятся смертельно опасными, злобными и дикими, готовыми убить каждого, кто попадется им на глаза.
Все идет к тому, что человечество, потерявшее способность к размножению, обречено, но в небольшом городке, расположенном в Аппалачах, а точнее, в находящейся в нем федеральной тюрьме для женщин, объявляется некая Эви, на которую не действует загадочное проклятие, и которая обещает вернуть все на круги своя. Но что вообще известно об этой женщине, и нет ли в ее действиях какого-то иного, скрытого умысла?

Уже с первых страниц «Спящих красавиц» становится понятно, что их история будет как минимум масштабной. Огромный список персонажей романа с их кратким описанием, предлагаемый еще до пролога, может своим объемом ввести в ступор даже искушенного читателя, создавая впечатление, что дальше его ждет что-то эпическое. Так оно, в общем-то, и происходит, но с некоторыми оговорками.

Так и не разобравшись до конца, за какие конкретно части отвечали Стивен и Оуэн, я делаю ставку на то, что большинство персонажей прописывал Кинг-старший. Уж слишком характерны их описания, поступки, образ мыслей, мотивация и т.д. И это хорошо, потому что Маэстро умеет создавать ярких героев, и это справедливо как для положительных персонажей, так и для отрицательных. Проблема в том, что в последние годы Стивену все хуже удается сделать их по-настоящему живыми и реалистичными. И судя по всему, он сам это понимает, потому что в той же трилогии Билла Ходжеса, например, количество действующих лиц было сведено к минимуму, что позволило Кингу-старшему не распыляться на второстепенных персонажей. Со «Спящими красавицами», которые, очевидно, для него важны, т.к. это первая и, возможно, последняя совместная работа с сыном, от этого приема пришлось отказаться, что неминуемо сказалось на качестве.

По факту, несмотря на то, что персонажей в романе около полусотни, основная сюжетная линия развивается усилиями максимум десятка из них, а все остальные нужны лишь для создания атмосферы и контекста. Побочные сюжетные линии, которых в «Спящих красавицах», как и действующих лиц, тоже очень много, по большей части интересны даже в отрыве от основного сюжета, но при этом умудряются удачно дополнять его, но есть и такие, которые не влияют вообще ни на что, как и их герои. Эти же герои, при этом, порой могут вести себя достаточно странно, например, продолжать заниматься повседневными делами, ходить на работу и т.д., когда весь мир катится в тартарары со все возрастающей скоростью. Выглядит нереалистично и даже… глупо, наверное. Конечно, подобные косяки можно списать на шоковое состояние, в котором пребывают персонажи, но осадочек все равно остается.

Ни на что не влияющие сюжетные линии, кстати, играют со «Спящими красавицами» еще одну злую шутку. Дело в том, что роман и так получился достаточно объемным, что, очевидно, не могло не повлиять на темп его повествования. И в те моменты, когда Стивен и Оуэн решают отойти от основного сюжета, разбавив историю еще одним бесполезным филлером, этот темп ощутимо проседает. К счастью, длятся они не слишком долго, так что заскучать все равно не успеваешь, но снова остается неприятный осадочек. А еще, как ни странно, история начинает сильно буксовать, как только перед читателем предстает главный твист романа, и вот это уже простым «осадочком» назвать нельзя – уж слишком очевидно, к сожалению.

Если отвлечься от персонажей и сюжета, сосредоточившись на атмосфере «Спящих красавиц», то становится заметна интересная деталь: роман похож на другие книги Стивена Кинга, но совсем далек от произведений Оуэна, который, вообще-то, раньше не пробовал себя в жанре хоррора. «Спящие красавицы», например, своей атмосферой постапокалипсиса и всеобщего упадка напоминают монументальное «Противостояние», а мощными связями и взаимодействием между персонажами – роман «Под куполом», который цеплял именно межличностными отношениями и деградацией/эволюцией своих героев.

Возникает логичный вопрос, а в чем же тогда заключается вклад Оуэна Кинга в «Спящих красавиц», и ответа на него у меня нет. Феминизм, разве что?

В книге не просто много, а очень много внимания уделяется тому, как сильно мужчины притесняют женщин в западном мире, зачастую считая их существами второго сорта. Что интересно, поднимается даже тема несознательного доминирования, т.е. когда мужчина искренне верит, что действует из лучших побуждений, творя при этом откровенную дичь, вплоть до физического насилия. Определенно, в этом есть посыл читателю, и направлен он, прежде всего, именно на мужскую аудиторию.

Противопоставляется теме притеснений почти такая же навязчивая в своем преувеличении тема женского равенства, а местами и откровенного превосходства. Мужчины, в массе своей, показаны с негативной стороны, в то время как женщины явно выделяются целеустремленностью, упорством и отвагой, демонстрируя куда более прочный моральный стержень. В предыдущих своих работах Кинг-старший относился к женщинам с уважением и даже восхищением, пусть это и не всегда было заметно, но таких явных про-феминистических идей он никогда не демонстрировал, что и заставляет меня верить, что к этому приложил руку Оуэн.

Впрочем, весь этот показной феминизм «Спящих красавиц» совершенно не портит. Роман, несмотря на свой объем и некоторые проблемы с нарративом, все равно читается довольно легко, а главное, он получился по-настоящему интересным. Всем, кто изголодался по старому-доброму Стивену Кингу, искренне рекомендую к прочтению. Как и остальным.

Надеюсь, что совместный роман с Джо Хиллом, вторым сыном Маэстро, не заставит себя долго ждать.

Спасибо за внимание.