Россия до СССР. Цветные фотографии, созданные до 1917 года!

В 1864 году родился будущий педагог, химик, издатель, общественный деятель, художник и социальный работник Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Но более всего он известен в наше время качестве фотографа.

А известность он получил потому, что создавал цветные фотографии в начале XX века, по качеству своему сравнимые со снимками, сделанными с помощью последнего айфона. Для создания цветных фото он использовал усовершенствованную технологию Джеймса Максвелла.

Как мы знаем (все в детстве или молодости смотрели через увеличительное стекло на экран лампового телевизора), цветная картинка состоит из трех цветовых спектров: красный, зеленый и синий. Так вот, Сергей Михайлович это тоже знал и делал так:

  • Снимал один и тот же пейзаж (к примеру) три раза на черно-белую "пленку", при этом последовательно меняя фильтры (красный-зеленый-синий).
  • После проявки, изображения транслировались тремя проекторами в одну точку. При этом при трансляции к каждому из кадров добавлялся соответствующий цветовой фильтр.
  • Так получалась цветная фотопроекция кадров.
Река Пижма. Слева: три фотографии, снятые с разными фильтрами. Справа: готовое цветное фото.
Река Пижма. Слева: три фотографии, снятые с разными фильтрами. Справа: готовое цветное фото.

К сожалению, цветную фотопечать тогда еще не изобрели, но сами фотоснимки сохранились.

Эмир Бухарский. Бухара.
Эмир Бухарский. Бухара.

После революции и до своей смерти в 1944 году Прокудин-Горский проживал в Париже. А после его смерти в 1948 году Библиотека Конгресса США купила коллекцию фотографий у родственников Сергея.

Верблюд, нагруженный мешками.
Верблюд, нагруженный мешками.
За пряжей. В деревне Изведово.
За пряжей. В деревне Изведово.

В 1980-х годах общество "вспомнило" об этой коллекции и методом компьютерного совмещения изображений и наложения фильтров удалось сделать компьютерные и печатные варианты цветных фото.

Железнодорожные постройки Шардинск-Синарской железной дороги.
Железнодорожные постройки Шардинск-Синарской железной дороги.

А в 2000 году наконец-то произвели сканирование всех 1902 негативов и теперь мы можем все их свободно изучать и наслаждаться. Они располагаются на сайте Библиотеки Конгресса.

Лесопилка у Оки.
Лесопилка у Оки.

Кстати, в Романовской школе в Москве размещен музей С. М. Прокудина-Горского...

Камень Красный. Река Чусовая.
Камень Красный. Река Чусовая.

И уже обработанные фото Прокудина-Горского:

1916, Россия. На дрезине под Петрозаводском по Мурманской железной дороге.
1916, Россия. На дрезине под Петрозаводском по Мурманской железной дороге.
1910, Россия, Башкирия. Возле станции Усть-Катав.
1910, Россия, Башкирия. Возле станции Усть-Катав.
1916, Россия. Группа организаторов строительства железной дороги. На пристани Кем-Пристан.
1916, Россия. Группа организаторов строительства железной дороги. На пристани Кем-Пристан.
1912, Грузия. Автопортрет Сергея Прокудина-Горского на реке Скурицхали.
1912, Грузия. Автопортрет Сергея Прокудина-Горского на реке Скурицхали.
Ставьте лайк этому материалу, если он вам понравился. Подписывайтесь на канал — мы рассказываем о красоте и не только...
Статьи так же выкладываем на сайте: https://artwest.pro/blog