Почему в 50+ учатся лучше, чем в молодости?

Я успешно учу взрослых уже много лет. Мне очень нравится эта категория и я хочу рассказать о своем опыте. Подбодрить тех, кому в связи с повышением пенсионного возраста предстоит осваивать новое.

Мой опыт связан с преподаванием компьютерных дисциплин людям предпенсионного возраста, именно тем, кому 50 "с хвостиком". Перед каждым из них стоит задача: либо освоить новые программы и технологии, либо дать дорогу молодым. Могу сказать, что пожилые люди в такой ситуации показывают себя очень ответственно.

Есть много мифов о необучаемости возрастных слушателей, но чаще всего это надуманные истории именно тех, кому еще далеко до 50, либо тех, кто просто не владеет методикой обучения взрослых и пожилых.

Не бойтесь! Вы справитесь!

Молодые преподаватели боятся взрослых учеников

В связи с грядущим повышением пенсионного возраста будут открываться различные курсы для «очень взрослых». И разумеется, что понадобятся преподаватели. Но обучение молодых и обучение пожилых – это две большие разницы. И то, что срабатывает для студента, не всегда сработает для его бабушки.

Преподаватели, привыкшие работать с молодыми часто опасаются пожилых учеников. Но у этой категории плюсов больше, чем минусов. Ниже я расскажу о многих практических приемах, которые следует учитывать.

Выжимки из личного опыта

Общая установка: способности к обучению не снижаются, и это доказано научными исследованиями. Говорить о старческих изменениях можно только в случае болезни. Но на то она и болезнь. Остальные ВСЕ обучаемые, причем успешно.

Отметим плюсы этой категории:

1. Жизненный опыт, к которому можно апеллировать. «Это похоже на то, что вы делаете, когда…»

2. Умение проецировать новое на имеющиеся трудовые навыки. «Таким приемом вы сможете ускорить работу с …»

3. Навык работы, умение соблюдать производственную дисциплину. Это очень ценно, когда слушатель понимает, что такое сроки, график, ритмичность.

4. Привычка использовать записи (блокнот, карандаш, ручка). Прописывание – это дополнительная возможность для осмысления. Выделение главного, структуризация, построение связей. Но, некоторым необходимо напомнить приемы конспектирования. И давать время на эту работу.

5. Терпимость к преподавателю. Умение и желание благодарить. Есть некоторые нюансы первого знакомства. Но как только вы пройдете этот период, то цветочки, конфетки (мальчикам – домашние пирожки) будут постоянно появляться на вашем столе. Это дается сначала авансом и вызывает у вас ответное желание работать лучше.

Особенности, которые необходимо учесть:

1. Мотивация играет решающее значение. Если вы не сможете показать весомую значимость обучения для конкретного человека, то именно для него обучение пройдет впустую.

Что делать? Подготовим конкретные примеры, показывающие как именно изменится трудовая деятельность, после изучения.

Чего не делать: не давать того, что "возможно пригодится", "это просто интересно и забавно". Не рассеивайте внимания демонстрацией "котиков".

2. Поиск полезности в том, чему вы учите. Причем полезности не отсроченной по времени, а той, что он сможет применить на практике. Если у вашего слушателя нет возможности применять изученное в этот же день, то через день он не вспомнит то, о чем вы с ним говорили.

Чего не делать: игровые моменты в обучении возрастной категории практически не работают. Хотите отвлечь -- лучше расскажите историю "из жизни". Мотивирует.

3. Затруднение выполнения нескольких дел одновременно. Смотреть в монитор, делать заметки по ходу объяснения и слушать. Чередуйте виды деятельности, давайте время на запись. Делайте паузы.

4. Затруднение концентрации внимания. Теория, примеры, практика, закрепление, передышка без отвлечения

5. Не отвлекайтесь сами. Не увлекайтесь отвлеченными историями.

6. Большее время на осмысление. Усвоение нового проходит именно через понимание. Никаких фраз типа: «Это просто надо запомнить. Никакой логики тут нет!" Логика есть всегда.

Не бойтесь учить и учиться з 50+.

IT -- это просто! Когда знаешь и понимаешь.