Эжен Делакруа в авангарде европейского романтизма

Автопортрет, 1832. Холст, масло, 66×54 см (Уффици, Флоренция)
Автопортрет, 1832. Холст, масло, 66×54 см (Уффици, Флоренция)

Французский художник Фердинан Виктор Эжен Делакруа (Ferdinand Victor Eugène Delacroix) — один из выдающихся художников, чья биография таит не мало секретов. Его творческое эго очень эмоционально, что сказывается на работах художника. Они беспокойны, стремительны и в то же время живописны.

Его картины беспокойны, живописны, они выражают сильные эмоции. Развевающиеся флаги под резкими порывами ветра, летящие конские гривы, буйный контраст света и тени — создают иллюзию непрерывного движения. Так, не изменяя своей технике, Делакруа возглавил новое художественное движение — романтизм.

Луи Орлеанский, показывающий свою любовницу, 1826. Холст, масло. 81×66 см (Мадрид, Испания)
Луи Орлеанский, показывающий свою любовницу, 1826. Холст, масло. 81×66 см (Мадрид, Испания)

Первая картина принесшая успех

Первой значимой работой в творческой карьере молодого Делакруа стала картина «Ладья Данте». В определенных кругах считается, что картина предзнаменовала художественный переход от неоклассицизма к романтизму. Буквально с первой своей работы, Эжен получил не плохое материальное обеспечение и благополучно устроил себе жизнь.

Не обошлось и без критики в адрес художника. Его обвиняли в излишней дерзости и откровенности образов. Называли полотна «обносками Рубенса». Но вопреки мнению критиков, Делакруа получил и положительные отзывы и комиссию с продаж — 2000 франков, этих денег хватило на оплату квартиры на год вперед.

Ладья Данте, 1822. Холст, масло. 189×241 см (Лувр, Париж)
Ладья Данте, 1822. Холст, масло. 189×241 см (Лувр, Париж)

Сюжет полотна заимствован из «Божественной комедии» Данте Алигьери. Полотно изобилует эстетическими образами, такими как: лодка, плывущая по волнам времени в загробный мир. Очень реалистично изображены фигуры грешников на первом плане, отчаянно цепляющихся за края ветхого суденышка.

Картина написана быстро и нарочито грубо. Под сильным влиянием чтения поэзии Данте. На злобу завистников, гений Делакруа дал новый виток жизни классической сюжетной истории. Такой подход к изображению «Божественной комедии» ознаменовал переход от неоклассицизма к романтизму.

Резня на Хиосе

Сохраняя манеру напряжения в живописи Делакруа работает над следующей картиной — «Резня на Хиосе». Эжен работал в порыве от эмоций захлестнувших его после военных событий в Греции. Когда греческий народ противостоял нашествию турков.

Резня на Хиосе, 1824. Холст, масло. 419×354 см (Лувр, Париж)
Резня на Хиосе, 1824. Холст, масло. 419×354 см (Лувр, Париж)

Картина «Резня на Хиосе» вызвала очередную волну обвинений и критики от сторонников классической художественной школы. Напротив, общественность восприняла картину с восторгом. Картина произвела на зрителей сильное впечатление, излишний реализм был в новинку тогдашней публике. Уловив суть успешности, Делакруа продолжил свои цветовые эксперименты для усиления эмоционального фона полотна.

Свобода, ведущая народ

В 1830 году, случилось восстание против монархии. Свободолюбивый народ Франции решил свергнуть власть Бурбонов. Эмоциональный художник проявлял симпатию восставшим, что не могло не отразиться на его новых полотнах. В письмах брату он писал:

Если я не сражался за Родину, то я хотя бы буду для неё писать

Знаменитая картина «Свобода, ведущая народ» вызвала столь бурные восторги, что новое правительство приобрело ее и тут же распорядилось убрать полотно от зрителей.

Свобода, ведущая народ, 1830. Холст, масло. 260×325 см (Лувр II, Ланс)
Свобода, ведущая народ, 1830. Холст, масло. 260×325 см (Лувр II, Ланс)

Главный символ Свободы — это женщина с обнаженной грудью, которая самоотверженно ведет революционеров за собой. Единение народа против монархии Бурбонов символизирует подросток, еще наивный, но верный своим идеалам. Картина поражает не только своим размахом, но и эмоциональным наполнением. Делакруа сделал то, что до него не смогли сделать другие — передал импульсивное напряжение на статичной картине.

Сирота на кладбище, 1823. Холст, масло, 65×55 см (Лувр, Париж)
Сирота на кладбище, 1823. Холст, масло, 65×55 см (Лувр, Париж)

Личная жизнь и зенит славы

Эжен Делакруа был всегда скрытен по отношению к своей персоне и личной жизни. Многие были с ним знакомы, но близко он никого не подпускал. За всю свою жизнь он так и не был женат. Так появились слухи о том, что он придерживается нетрадиционной ориентации.

В 1855 году была организована персональная экспозиция художника в рамках Всемирной парижской выставки. Однако, Делакруа огорчился, осознав, что публика помнит художника

по его прошлым работам, где эмоциональная составляющая была на первом плане. Зритель не оценил фрески, которые несли важный смысл для самого Делакруа. В письмах художник писал:

Народ требует чувственности! Чтобы картины своим присутствием волновали душу и просвещали разум.

Лимб, 1841-1846. (Роспись купола в Библиотеке Сената, Люксембургский дворец)
Лимб, 1841-1846. (Роспись купола в Библиотеке Сената, Люксембургский дворец)

Кончина Делакруа

Эжен Делакруа умер в одиночестве в своем любимом Париже. Это произошло 13 августа 1863 года, ему тогда было 65 лет. Он покинул этот мир спокойно и без излишней экспрессии, к которой он так стремился в работе над своими произведениями искусства.

фото: Национальный музей Эжена Делакруа, открыт в 1971 году
фото: Национальный музей Эжена Делакруа, открыт в 1971 году

После смерти художника, в его квартире организовали дом-музей. Он находится в шестом округе Парижа. Всего за 6 евро можно окунуться в настоящий быт той эпохи, непосредственно завязанный на гениальной творческой фигуре Эжена Делакруа.

Если вам понравился буйный контраст света и тени Делакруа, посмотрите реалистичные акварельные работы Ниты Энгл.