Эжен Делакруа в авангарде европейского романтизма

15.05.2018

Автопортрет, 1832. Холст, масло, 66×54 см (Уффици, Флоренция)
Автопортрет, 1832. Холст, масло, 66×54 см (Уффици, Флоренция)

Французский художник Фердинан Виктор Эжен Делакруа (Ferdinand Victor Eugène Delacroix) работал почти во всех жанрах живописи. Его картины беспокойны, живописны, они выражают сильные эмоции. Развевающиеся флаги под резкими порывами ветра, летящие конские гривы, буйный контраст света и тени — создают впечатление постоянного движения. Так, не изменяя своей технике, Делакруа возглавил новое художественное движение — романтизм.

Ладья Данте, 1822. Холст, масло. 189×241 см (Лувр, Париж)
Ладья Данте, 1822. Холст, масло. 189×241 см (Лувр, Париж)

Первой значительной картиной, представленной 24-летним Эженом Делакруа, стала «Ладья Данте», которая, как считается, знаменовала собой переход от неоклассицизма к романтизму. Отчаянная бедность времен ученичества закончилась для Эжена с первой же картиной, представленной в Салоне 1822 года.

Несмотря на красочные нападки некоторых критиков — «намалевано пьяной метлой», «обноски Рубенса», — Делакруа получает и первые восторженные отзывы и первые две тысячи франков. Это было больше его годовой ренты.

Сюжет полотна заимствован из «Божественной комедии» Данте Алигьери. Полотно наполнено художественными символами, такими как: лодка, плывущая по волнам времени в загробный мир. Натуралистично выписаны фигуры грешников на первом плане, отчаянно цепляющихся за края ветхого суденышка.

Картина написана быстро и нарочито грубо. Под сильным влиянием чтения поэзии Данте. На злобу завистников, гений Делакруа вдохнул новую жизненную силу в классический литературный сюжет. Картина знаменовала собой переход от неоклассицизма к романтизму в истории живописи.

Резня на Хиосе, 1824. Холст, масло. 419×354 см (Лувр, Париж)
Резня на Хиосе, 1824. Холст, масло. 419×354 см (Лувр, Париж)

Тем же напряженным протестом и драматизмом против насилия отмечена и более поздняя работа — «Резня на Хиосе», представляющие собой отклик художника на события героической борьбы Греции против турецкого нашествия.

Работа вызвала волну критики приверженцев классического стиля живописи и привлекла значительный интерес публики к автору полотна. Несмотря на чрезмерный натурализм и некоторое отсутствие целостности композиции картина производила сильное впечатление. В последующих работах Делакруа продолжал экспериментировать с цветом, с помощью которого художник все сильнее наполнял свои произведения эмоциональным импульсом.

В июле 1830 года, Париж восстал против монархии Бурбонов. Делакруа симпатизировал восставшим, и это нашло отражение в его новой работе. В письмах брату он писал:

Если я не сражался за Родину, то я хотя бы буду для неё писать

Знаменитая картина «Свобода, ведущая народ» вызвала столь бурные восторги, что новое правительство приобрело ее и тут же распорядилось убрать полотно от зрителей.

Свобода, ведущая народ, 1830. Холст, масло. 260×325 см (Лувр II, Ланс)
Свобода, ведущая народ, 1830. Холст, масло. 260×325 см (Лувр II, Ланс)

На картине изображена женщина, символизирующая Свободу, а в руках у нее ружье и флаг республиканской Франции. Обнаженная грудь символизирует самоотверженность французов. Фигуры вокруг Свободы — рабочий, буржуа, подросток — символизируют единство французского народа во время июльской революции. Некоторые искусствоведы и критики предполагают, что мужчина в цилиндре слева от главной героини — это сам художник.

Эжена Делакруа был завсегдатаем различных собраний и знаменитых салонов Парижа. Его костюмы и манеры приводили всех в восторг, многие хотели бы дружить с ним поближе, но его частная жизнь всегда оставалась тайной. Современные исследователи считают, что он имел нетрадиционную ориентацию, но тщательно это скрывал.

В 1855 году была организована персональная экспозиция художника в рамках Всемирной парижской выставки. Однако, Делакруа огорчился, осознав, что публика помнит художника по его старым, полным страсти работам и совсем ничего не знает и не хочет знать об его фресках. Законченные в 1861 году фрески, имевшие важное значение для самого художника, остались практически незамеченными охладевшими к религии французами.

От всех живописных школ, независимо от их характера, всегда будут требовать, чтобы их произведения волновали душу, возвышали и просвещали ум.

Лимб, 1841-1846. (Роспись купола в Библиотеке Сената, Люксембургский дворец)
Лимб, 1841-1846. (Роспись купола в Библиотеке Сената, Люксембургский дворец)

Фердинан Виктор Эжен Делакруа скончался в своей квартире в Париже 13 августа 1863 года в возрасте 65 лет. Теперь в этой квартире в 6-м округе Парижа находится Национальный музей, где каждый посетитель за шесть евро может прикоснуться к тайне жизни великого французского художника.

Если вам понравился буйный контраст света и тени Делакруа, посмотрите реалистичные акварельные работы Ниты Энгл.